Preview

Вестник общественных и гуманитарных наук

Расширенный поиск

«Бродячие» муллы в Сибири и на Дальнем Востоке в аспекте взаимоотношений государства, уммы и её лидеров

Аннотация

Авторы анализируют 800-летнюю историю образа «бродячих» мулл через смыслы с рядом коннотаций: «нелегальные», «неофициальные», «безмечетные», «неуказные». Устанавливается, что это сформированный на территории Северной Азии институт служителей исламского культа, не имевшего приписки к мечетям. Уточняется, что на некоторых исторических этапах они служили, не обладая официальным статусом. Констатируется, что широкий спектр значений образа «бродячих» мулл находился в плоскости взаимоотношений верующих и государства (Сибирского ханства, Российского государства, Советского Союза).

Об авторах

А. Н. Старостин
Уральский государственный горный университет
Россия
Старостин Алексей Николаевич, к.и.н., доцент кафедры теологии


А. П. Ярков
Тюменский государственный университет
Россия
Ярков Александр Павлович, д.и.н., профессор, ведущий научный сотрудник Экспертного научного центра противодействия идеологии экстремизма и терроризма


Список литературы

1. Архив РУ ФСБ РФ по Тюменской обл. Ф. 3894. Оп. 1. Д. 38. Л. 156.

2. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф. Р-964. Оп. 1. Д. 49а. Л. 219-221.

3. Аблажей Н. Н. Перебежчики в Горном Алтае: масштабы миграций и механизм политических репрессий в 1920– 1930-е гг. // Социально-демографическое развитие Сибири в ХХ столетии. Вып. 2. – Новосибирск, 2004. – С. 98–101.

4. Агаев А. Корни проблем «официального мусульманского духовенства» России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.islamnews.ru/news-6557.html (дата обращения: 14.05.2020).

5. Ахметова Ш.К. Казахи аула Каскат: традиции и инновации в культуре казахского населения Западной Сибири. – Омск, 2013. – С. 247.

6. Баимов Р. Н. Исчезающие истории. Башкиро-якутские историко-культурные взаимосвязи. – Уфа, 2007.

7. Блокнот агитатора Тюменского обкома КПСС. – 1961. – № 21.

8. Большая Тюменская энциклопедия: [в 3 т.]. – Т. 2. – Тюмень, 2004.

9. Ислам на краю света. История ислама в Западной Сибири: [в 3 т.]. Т. 3 / под ред. А. П. Яркова. – М., 2015. – 444 с.

10. Кабдулвахитов К. Б. Откочевники. Летопись казахского колхоза имени Дальневосточной Красной Армии в Нижнетавдинском районе Тюменской области (1940–1960-е гг.). –Тюмень, 2010.

11. Кучумов С. Татары-мусульмане в Кемеровской области // Истина. – 2011. октябрь.

12. Кызласов Л.Р. Памятник мусульманского средневековья в Туве // Советская археология. – 1963. – № 2. – С. 203–210.

13. Малашенко А. В. Надо ли бояться ислама? – М., 2017.

14. Полевые материалы А.П. Яркова и А.Н. Старостина.

15. Потапова Н.В. Религиозная жизнь Сахалина (во второй половине ХIХ – начале ХХI в.): дисс. … к. ист. н. – Южно-Сахалинск, 2004.

16. Родник Алтая. – 2010. – № 13 (42).

17. Шиллер В. В. Этноконфессиональное взаимодействие в Кемеровской области в конце – XX вв. (источники и методы изучения). Дисс… канд. истор. наук. – Кемерово, 2004.

18. Эшматова Г. Б. Репрессии против служителей культа на Алтае в первые годы советской власти // Народы и религии Евразии. Этнология. Религиоведение. Археология. – 2018. –№ 2 (15). – С. 89–93.

19. Ярков А. П., Белич И. В., Зиннатуллина Г. И. Священные места сибирских мусульман – астана. – Тюмень, 2006. – 24 с.

20. Bustanov A. Abd al-Rashid Ibrahim’s Biographical Dictionary on Siberian Islamic Scholars // Kazan Islamic Review. – 2015. –№ 1.


Рецензия

Для цитирования:


Старостин А.Н., Ярков А.П. «Бродячие» муллы в Сибири и на Дальнем Востоке в аспекте взаимоотношений государства, уммы и её лидеров. Вестник общественных и гуманитарных наук. 2020;1(2):13-17.

For citation:


Starostin A.N., Yarkov A.P. "Wandering" mullahs in Siberia and the Far East in the aspect of the relationship between the state, the Ummah and its leaders. Bulletin of social Sciences and Humanities. 2020;1(2):13-17. (In Russ.)

Просмотров: 18408


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-0320 (Print)