Preview

Вестник общественных и гуманитарных наук

Расширенный поиск

Учебно-профессиональная адаптация иностранных обучающихся: внеучебные формы повышения мотивации изучения русского языка

Аннотация

Статья посвящена проблемам учебно-профессиональной адаптации иностранных обучающихся. Адаптация иностранных студентов представляет объект многоаспектного анализа в научной литературе. Существенное влияние на характер протекания процесса адаптации у иностранных студентов оказывает учебная мотивация, которая определяет готовность к получению необходимых профессиональных знаний.

Предмет изучения – мотивация как ведущий компонент готовности к обучению и приобретению профессиональных умений и навыков, в том числе готовность к освоению русского языка. В работе использован аналитический анализ научной литературы по обозначенной проблеме, диагностический метод при определении уровня владения неродным языком и сопоставительный – при описании языкового материала.

Образовательная среда вуза представляет систему, которая включает несколько структурных элементов: организацию и управление учебным процессом, технологии, применяемые в обучении по профилю специальности, внеучебная воспитательная работа, взаимодействие с другими социальными и образовательными институтами. Особое внимание в статье посвящается внеаудиторным формам освоения русского языка как иностранного; подчёркивается важность социокультурных мероприятий в целом для процесса адаптации и особенно для приобретения необходимых коммуникативных навыков для профессионального становления, так как в процессе культурных мероприятий обучающиеся находятся в реальном коммуникативном контексте, когда возрастает роль перцептивной мыслительной деятельности.

В статье подчёркивается важность аудирования как многоаспектной формы учебной работы при изучении иностранного языка на начальном этапе его освоения. Продуманная система внеаудиторных форм работы по изучению русского языка как иностранного помогает гармонизировать начальную стадию адаптации, тем самым поддерживая положительную мотивацию.

Результаты исследования могут применяться в ходе изучения русского языка как неродного в вузах разного профиля.

Об авторах

Л. П. Грунина
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Грунина Людмила Петровна, кандидат филологических наук, доцент, доцент отдела по работе с иностранными студентами



А. А. Альшевская
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Альшевская Вероника Александровна, преподаватель-переводчик, отдел по работе с иностранными студентами



Список литературы

1. Аргунова В. Н., Лондаджим Т. Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2008. No 4. С. 7-12.

2. Аркадьева Т. Г., Владимирова С. С., Федотова Н. С. Направления организации учебно-профессиональной адаптации иностранных студентов в российском вузе // Образование и наука. 2012. No 5 (94). С. 116-129.

3. Бурдуковская Е. А., Шумейко А. А., Щепкина Н. К. Личностное становление студента в социокультурной среде вуза. Благовещенск: Изд-во Амур. гос. ун-т, 2006.176 с.

4. Говорун С. В. Сопоставление навыков и умений учебного аудирования и понимания иноязычной речи на слух в процессе общения // Вестник Ленинградского государственного университет имени А.С. Пушкина. 2011. No 3(7). С. 159-166.

5. Жукова В.Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета. 2012. No 6. С. 117-121.

6. Зеер Э. Ф., Шахматова О. Н., Шепель В. М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М.: Народное образование, 1999.156 с.

7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. А. Климов. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2010. 304 с.

8. Кучерявенко И. А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой учёный. 2011. No 12. Том 2. С.60-62.

9. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. 592 с.

10. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности. СПб. 2001. 240 с.

11. Рыбакова Л. В., Неверова Н. В., Хоткина Е. С. и др. Аудирование – основополагающий аспект обучения профессионально ориентированному иностранному языку // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2020. С. 51-54.

12. Сурыгин А. И. Основы теории обучения на неродном языке. СПб. 2000. 233 с.

13. Шелудько Л. Н., Рыбакова Л. В. Цели обучения профессионально ориентированному иностранному языку в техническом вузе // Среднее профессиональное образование. 2020. No 7 (299). С. 51-53.

14. Целикова И. К., Пахотина С. В. Проблема мотивации изучения иностранных языков в международных исследованиях: систематический обзор // Образование и наука. 2021. Том 23. No 5. С. 38-63.


Рецензия

Для цитирования:


Грунина Л.П., Альшевская А.А. Учебно-профессиональная адаптация иностранных обучающихся: внеучебные формы повышения мотивации изучения русского языка. Вестник общественных и гуманитарных наук. 2023;4(1):33-39.

For citation:


Grunina L.P., Alshevskaya V.A. Educational and professional adaptation of foreign students: extracurricular forms of increasing motivation to learn Russian. Bulletin of social Sciences and Humanities. 2023;4(1):33-39. (In Russ.)

Просмотров: 169


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-0320 (Print)