Формирование коммуникативной толерантности студентов медицинских вузов в процессе физического воспитания
Аннотация
Проблема формирования коммуникативной толерантности студентов – будущих врачей – продолжает оставаться актуальной на протяжении многих лет. Терпимое отношение к больному, конструктивное общение с коллегами, эмоциональная сдержанность в стрессовой ситуации – все эти качества являются многочисленными гранями феномена «коммуникативная толерантность медицинского работника», необходимого для успешного осуществления им профессиональной деятельности в современных условиях развития общества. Предметом исследования в статье явилось формирование коммуникативной толерантности студентов медицинских вузов на аудиторных и внеаудиторных занятиях по физической культуре и спорту. В исследовании использовались методы анкетирования, теоретического и сравнительного анализа, обобщения, а также описательный метод.
Результатами исследования являются: конкретизация сущности коммуникативной толерантности врача; определение её места в спектре профессионально значимых качеств в гуманитарной сфере; выявление, научное обоснование и проверка на практике эффективности направления педагогической деятельности – педагогического сопровождения формирования коммуникативной толерантности будущих врачей на аудиторных занятиях по физической культуре и спорту, физкультурно-оздоровительных мероприятиях различного уровня.
На основе осуществлённого наблюдения и исследования процесса формирования коммуникативной толерантности обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогического сопровождения на аудиторных и внеаудиторных занятиях по физической культуре и спорту в аспекте формирования толерантности студентов-медиков.
Ключевые слова
Об авторах
В. А. НиколаевРоссия
Николаев Владимир Александрович, старший преподаватель, кафедра физической культуры
О. А. Заплатина
Россия
Заплатина Ольга Алексеевна, к.п.н., доцент, заведующая кафедрой физической культуры
Список литературы
1. Бойко В. В. Коммуникативная толерантность. Методическое пособие. Санкт–Петербург: СПбМАПО, 1998. 24 с.
2. Борисенко Е. Н. Педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности студентов вузов. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. Кемерово, 2013. 38 с.
3. Бударников А. А., Козлов А. В. Формирование толерантности у студентов классических вузов средствами физической культуры // Вестник РУДН, серия «Психология и педагогика», 2014, No1. С. 55–59. Доступно по: https://www.cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tolerantnosti-u-studentov-klassicheskih-vuzov-sredstvami-fizicheskoy-kultury.htm Ссылка активна на 21.09.2021.
4. Васекин Ю. И., Калмыков И. С., Коновалова М. П. Воспитание толерантности у студентов вуза средствами физической культуры и спорта. Вестник СГСЭУ. 2018. No3(72). С. 175–180. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-tolerantnosti-u-studentov-vuza-sredstvami-fizicheskoy-kultury-i-sporta.htm Ссылка активна на 21.09.2021.
5. Гонтмахер Е. Терминатор возвращается // Российская газета. 2004. No 149. С. 3.
6. Губанова М. И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников: теория и практика подготовки учителя: Монография. Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2002. 207 с.
7. Есипов М. А. Содержание и структура феномена коммуникативной толерантности в отечественных психолого-педагогических исследованиях. Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Том 5. No 6. Доступно по: https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN617.pdf Ссылка активна на 20.09.2021.
8. Ерохина Н. А., Черевишник Н. Н. Специальная направленность как специфическая черта физической подготовки. Вестник СГСЭУ. 2018. No 4. С. 172-174 // Интернет-журнал «Мир науки» 2017. Том 5. No 6. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsialnaya-napravlennost-kak-spetsificheskaya-cherta-fizicheskoy-podgotovki?ysclid=lbaey8rcfs979899358 Ссылка активна на 19.09.2021.
9. Мацковский М. С. Толерантность как объект социологического исследования // Век толерантности. Вып. No 3–4. С. 5–6.
10. Николаева Л. А. Этапы формирования коммуникативной толерантности будущих специалистов профессиональной сферы «человек- человек» // Альманах современной науки и образования No4(23) 2009. Часть 1. Тамбов. С.127–128.
11. Николаева Л. А., Губанова М. И. Коммуникативная толерантность будущих специалистов профессиональной сферы «человек-человек» / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». Кемерово, 2009. 160 с.
12. Толерантность и коммуникация: Коллективная монография / Под редакцией Г. И. Петровой. Томск: Дельтаплан, 2002. 178 с.
13. Яцевич Л. П. Формирование коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы: дис. ...канд. пед. наук. Чита, 2010. 193 с.
14. Dirks, Walter. Wozu tolerant sein? Toleranttheorie in Deutschland (1949-1999): eine anthologische Dokumentation. hrsg. von Alois Wierlacher u. Wolf Dieter Otto. Tuebingen: Stauftenburg. Verlag, 2002. S. 92–99.
15. Seifert, Josef W. Moderation und Kommunikation. Gruppendynamik und Konfliktmanagement in moderierten Gruppen. GmbH – Offenbach: GABAL Verlag, 2006. 136 S.
Рецензия
Для цитирования:
Николаев В.А., Заплатина О.А. Формирование коммуникативной толерантности студентов медицинских вузов в процессе физического воспитания. Вестник общественных и гуманитарных наук. 2023;4(1):47-55.
For citation:
Nikolaev V.A., Zaplatina O.A. Formation of communicative tolerance of medical university students in the process of physical education. Bulletin of social Sciences and Humanities. 2023;4(1):47-55. (In Russ.)