Preview

Вестник общественных и гуманитарных наук

Расширенный поиск

Становление духовно-нравственной позиции старшего школьника в рамках реализации проекта «Медицинский класс»

Аннотация

В статье анализируются компоненты «духовно-нравственной позиции» применительно к старшему школьному возрасту, исследуются условия, в которых становление позиции проходит эффективно. На примере проекта «Медицинский класс» рассматривается формирование личностных качеств, необходимых в медицинской профессии. Предметом исследования является духовно-нравственная позиция старших школьников. Методами исследования выступают теоретический анализ литературных источников по проблеме и контрольный эксперимент, направленный на выявление мотивов выбора профессии и сформированного отношения к выбираемой профессии у старших школьников – участников проекта «Медицинский класс». Результатами исследования стали выявленные условия и этапы формирования духовно-нравственной позиции: появление устойчивых мотивов, связанных с выбором цели, ориентированной на будущее; наличие волевых качеств, определяющих необходимость получения и усвоения новых знаний, готовящих к преодолению возможных сложностей, связанных с принятием личностью духовно-нравственной позиции и с дальнейшим ее применением; осмысление и принятие знаний, определяющих категорию «духовно-нравственная позиция», изучение аксиологических смыслов в связи с упрочением духовно-нравственной позиции и глубокое осознание этих смыслов; готовность к эмоциональному переживанию; способность к рефлексии, вызванной анализом собственных мыслей и переживаний в связи с сопоставлением предложенного «образца» духовно-нравственного характера с привычными внутренними состояниями, реакциями личности; способность оценить свою деятельность через призму выбранной позиции; готовность проявить принятую духовно-нравственную позицию в конкретном поступке; способность выражать позицию в повседневной деятельности. Исследователь приходит к формулированию авторской дефиниции понятия «духовно-нравственная позиция» и указывает на особенности когнитивной сферы современных старшеклассников (осознанность, устойчивость, конструктивность), которые определяют становление этой позиции.

Об авторе

Е. В. Шабанова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей No 62»
Россия

Шабанова Елена Викторовна, директор



Список литературы

1. Барсукова С. А. Концептуальное поле феномена «совесть» в психологии // Психологический журнал. 2013. Том 34. No1. С. 36-44.

2. Губанова М. И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников: теория и практика подготовки учителя / Департамент науки и проф. образования Кемер. обл., Гос. образоват. учреждение "Кузбасс. регион. ин-т развития проф. образования". Кемерово : Гос. образоват. учреждение "Кузбасс. регион. ин-т развития проф. образования", 2002. 206 c.

3. Кулагина И. Ю., Колючкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: М., Сфера, 2006. 464 с.

4. Коньшина Ю. Е., Амиров А. Ф. Профильные классы с медицинской направленностью в системе подготовки «школа-вуз» // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. No4 (11). С. 64-73.

5. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. 736 с.

6. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. «Академия», 2006, 608 с.

7. Остапенко А. А. Взросление подростков: нарушения и их преодоление // Народное образование. 2012. No 5. С. 225-232.

8. Романова Е. С. 99 популярных профессий: психол. анализ и профессиограммы. СПб: Питер, 2003. 460 с.

9. Смакотина Н. Л. Молодежь и культурные нормы в современном обществе // Молодежь современной России. М. 2012. С.11-13.

10. Фельдштейн Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI в. // Педагогика. 2013. No 1. C. 3-16

11. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии : Наука о душе. М.: Гуманитар. - издат. центр ВЛАДОС, 2001. 206 с.

12. Чурекова Т. М., Шабанова Е. В. Категория «духовно-нравственная позиция» в системе научных знаний // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. No4-2. С. 95-98.

13. Яндиева А. И. Лингвосемантическая концептосфера абстрактного имени со значением «честь», «совесть» в разносистемных языках: Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Пятигорск, 2010. 28 с.


Рецензия

Для цитирования:


Шабанова Е.В. Становление духовно-нравственной позиции старшего школьника в рамках реализации проекта «Медицинский класс». Вестник общественных и гуманитарных наук. 2023;4(1):56-60.

For citation:


Shabanova E.V. Formation of the spiritual and moral position of the senior school student within the framework of the project «Medical class» project. Bulletin of social Sciences and Humanities. 2023;4(1):56-60. (In Russ.)

Просмотров: 138


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-0320 (Print)