Фонетические трудности изучения русского языка как иностранного (из опыта работы с индийскими студентами медицинского вуза).
Аннотация
В данной статье рассматриваются дидактические приёмы преподавания русского языка как иностранного. Предмет исследования: развитие фонических умений, навыков понимания иноязычной речи «на слух» в условиях аутентичной языковой среды. В статье проанализированы особенности произношения русских звуков студентами-иностранцами. В исследовании были использованы следующие методы: сравнительный, описательный, элементы тотальной подборки фонетического материала. Особое внимание уделено фонетическому этапу, который является самым трудным и ответственным в формировании правильного произношения. Отмечается, что даже для изучавших русский язык ранее произношение некоторых звуков в аутентичном окружении представляет особую сложность. Особые затруднения возникают в процессе формирования произносительных навыков при изучении русского языка студентами-иностранцами. Обычно общефонетический период длится от двух до четырёх месяцев, в зависимости от уровня подготовки обучаемых, мотивации обучаемых и сходства звуков родного языка по отношению к изучаемому языку. К результатам исследования относится анализ типичных фонетических ошибок, что способствует совершенствованию способов практической работы на занятиях по РКИ. Выводы: для успешного освоения фонематических навыков русского языка необходимо не только личное участие и мастерство педагога, но и психологический настрой обучаемых; материальный фактор (наличие необходимых технических средств обучения); погружение в аутентичную языковую среду.
Ключевые слова
Об авторе
С. М. МещеряковаРоссия
Мещерякова Светлана Михайловна, преподаватель-переводчик отдела по работе с иностранными студентами
Список литературы
1. Балыхина Т. М., Игнатьева О. П. Типы ошибок в речи инофона // Материалы Четвертой интернет-конференции. Доступно по: http://www.testrf.ru/biblioteca/31-2011-4/108-2011-09-21-09-23-50. Ссылка активна на 21.05.2021.
2. Бобрышева И. Е. Учет национальных лингвометодических традиций в обучении русскому языку как иностранному китайских учащихся в условиях русской языковой среды: Начальный этап. автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.02). Москва: Ин-т рус. яз. 1996. 19 с.
3. Вольнова Д. Н., Меланченко Е. А. Организация процесса обучения русскому языку как иностранному: актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного, роль преподавателя и учащегося в процессе обучения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8. Доступно по: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/68724 Ссылка активна на 07.08.2022.
4. Глебова Н. Н. Учет национально-психологических особенностей учащихся в методике преподавания РКИ: автореф. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.02). Москва: Ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина. 1990. 21с.
5. Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. М.: Просвещение, 1976. 288 с.
6. Портнова-Шаховская А. В. Языковая личность студента в поликультурном образовательном пространстве // Теория и практика преподавания русского языка как иностранного: достижения, проблемы и перспективы развития: материалы VII Международной науч.-метод. конференции. Минск: изд. Центр БГУ. 19 -20 мая 2016 г. 226 с.
7. Сурьянараян Нилакши. Преподавание русского языка в Индии: наиболее типичные ошибки // Инструментарий русистики: ошибки и многоязычие / Под ред. А. Никунласси и Е. Ю. Протасовой. Helsinki, 2014. № 4. С. 53.
8. Федотова Н. Л. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Златоуст, 2013. С. 13.
9. Чевела О. В., Федотова С. И., Никитюк В. П. К вопросу о преодолении языковой интерференции при обучении русскому языку как иностранному // Современные наукоемкие технологии. 2017. №1. С. 54–58.
10. Чеснокова М. П. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие. М.: Изд. МАДИ, 2015.132 с.
11. Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. С. 21–25.
Рецензия
Для цитирования:
Мещерякова С.М. Фонетические трудности изучения русского языка как иностранного (из опыта работы с индийскими студентами медицинского вуза). Вестник общественных и гуманитарных наук. 2023;4(3):24-28.
For citation:
Meshcheryakova S.M. Phonetic difficulties of studying Russian as foreign language (from the experience of teaching medical students from India). Bulletin of social Sciences and Humanities. 2023;4(3):24-28. (In Russ.)