Preview

Вестник общественных и гуманитарных наук

Расширенный поиск

Сиблинговые отношения как предмет психологических исследований

Аннотация

В современной науке под сиблинговыми отношениями понимают отношения между родными братьями и сестрами. Основы психологии сиблингов были заложены в трудах А. Адлера и Ф. Гальтона, в которых ведущее значение для формирования индивидуальных психологических особенностей отводилось позиции ребенка в семье – очередности его рождения. Исходя из порядка появления на свет выделяют несколько семейных позиций сиблингов: самый младший, средний ребенок, старший ребенок, единственный ребенок и т.д., они могут варьировать в зависимости от пола, возраста, разницы в возрасте. Предметом исследования данной работы выступают сиблинговые отношения и их психологические характеристики. В качестве научных методов были применены обзор классических подходов к проблеме сиблингов и сиблинговых отношений, анализ современных психологических исследований, обсуждение и обобщение полученных результатов. Результаты исследования фиксируют, что сиблинговые отношения как самостоятельная подсистема семьи выделяется, если одновременно воспитывается несколько детей и такая форма отношений тесно связана с детско-родительскими и супружескими отношениями. В выводах работы отмечается, что обсуждаемые тенденции психологических особенностей, сформированные в зависимости от семейной позиции ребенка и формы его отношений с другими сиблингами носят вероятностный характер и могут варьировать исходя из социальной, культурно-исторической ситуации и многих других факторов. 

Об авторе

Е. В. Валиуллина
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Валиуллина Евгения Викторовна - кандидат
психологических наук, доцент, доцент кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии 



Список литературы

1. Адлер А. Наука жить: пер. с англ. Киев: Port-Royal, 1997. 288 c.

2. Алексеева О. С. Порядок рождения и когнитивное развитие сиблингов // Психологические исследования. 2008. № 2 (2). С. 11.

3. Алмазова О. В. Типология взаимоотношений взрослых сиблингов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. № 2. С. 134-146.

4. Баскаева О. В. Локус контроля в системе личностных характеристик молодежи: сиблинговый контекст // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2022. № 1. С. 134-147.

5. Булыгина М. В. Сиблинговые отношения и их роль в жизни человека // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10. № 4. С. 147-156.

6. Валиуллина Е. В. Анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта с некоторыми коммуникативными свойствами личности // Вестник общественных и гуманитарных наук. 2021. Т. 2. № 3. С. 53-59.

7. Валиуллина Е. В. Локус воспринимаемого контроля и уровень прокрастинации // Научно-методический журнал Концепт. 2018. № 8. С. 111-117.

8. Валиуллина Е. В. Эмпатические способности и самооценка личности в молодом возрасте // Научный вестник Крыма. 2019. № 5 (23). С. 12.

9. Психология сиблингов. Доступно по: https://www.b17.ru/article/300601/ Ссылка активна на 16.03.2024.

10. Ранние сиблинговые исследования // Психологическая газета. Доступно по: https://psy.su/feed/11886/ Ссылка активна на 26.04.2024.

11. Цветкова, Н. А., Лагвилава, К. Е., Петрова, Е. А. Социально важные личностные качества студентов с различными сиблинговыми позициями // Российский психологический журнал. 2022. № 19 (1). С. 189-203.

12. Dunn J. Siblings: The first society. In: N. Vanzetti, S. Duck (Eds), A lifetime of relationships Pacific Grove, CA: Brooks // Cole Publishing Co. 1996. P. 105-124.

13. Katz C., Tener D., Sharabi O.Y. «Blood Pact»: Professionals’ Perceptions on the Sibling Subsystem in the Context of Child Abuse // Int. Journal on Child Malt. 2021. № 4. P. 175-192.

14. Milevsky A. Sibling dynamics in adulthood: a qualitative analysis // Marriage & Family Review. 2020. Vol. 56. № 2. P. 91-108.

15. Münger A. Ch., Markström A. M. School and Child Protection Services Professionals’ Views on the school’s Mission and Responsibilities for Children Living with Domestic Violence - Tensions and Gaps // Journal of Family Violence. 2019. № 34 (5). P. 385-398.


Рецензия

Для цитирования:


Валиуллина Е.В. Сиблинговые отношения как предмет психологических исследований. Вестник общественных и гуманитарных наук. 2024;5(2):39-43.

For citation:


Valiullina E.V. Sibling relationships as a subject of psychological research. Bulletin of social Sciences and Humanities. 2024;5(2):39-43. (In Russ.)

Просмотров: 96


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-0320 (Print)