Preview

Вестник общественных и гуманитарных наук

Расширенный поиск

Коммуникативный подход в использовании технологии кластера при обучении английскому языку медицины

Аннотация

Предметом исследования являются особенности реализации технологии кластера на продвинутом этапе обучения английскому языку медицины для повышения терминологической грамотности обучающихся при работе с содержанием разноструктурных компонентов иноязычного медицинского текста в контексте учебной коммуникации в малых и больших группах. Объектом исследования являются кластерные технологии, направленные на усвоение обучающимися медицинских терминов повышенной сложности, включенных в массив разноструктурного текста учебного пособия по клинической медицине на английском языке и реализуемых в процессе учебной коммуникации с опорой на критическое мышление и творчество обучающихся. Показана многофункциональность применения технологии в процессе формирования навыков коммуникации, которая заключается в решении ряда педагогических и образовательных задач. Для проведения исследования был обобщен и изучен педагогический опыт организации учебной коммуникативной деятельности с применением технологии кластера, по результатам сравнительного критического анализа отобран материал из корпуса коммуникативных заданий, выполненных в стилистике кластера.
В результате проведенного исследования выявлено, что кластер, как обучающая технология, функционирует эффективно на этапах работы с понятийным содержанием текста, имеющего разноструктурные компоненты (таблицы, рисунки) и термины повышенной сложности, реализуемой в формате учебной коммуникации. Показана возможность изучения понятийного содержания текста и отдельных медицинских терминов в процессе коммуникации в реверсивной манере, что обеспечивается природой организации понятий в кластере по принципу «от общего – к частному» и «от частного – к общему». Научную новизну составляет попытка анализа потенциала технологии кластера в обеспечении эффективного и качественного понимания обучающимися медицинских терминов и текста, содержащего разноструктурные компоненты, реализующегося в процессе учебной профессионально ориентированной коммуникации.

Об авторе

Л. В. Гукина
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Гукина Людмила Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков



Список литературы

1. Англо-русский медицинский энциклопедический словарь: дополненный перевод 26-го издания Стедмана / ред. А. Г. Чучалин, Э. Г. Улумбеков, О. К. Поздеев. 2-е изд., испр. М. : ГЭОТАР-Медицина, 2003. 719 с.

2. Англо-русский медицинский словарь / Под ред. М. П. Мультановский, А. Я. Иванова. М. : Медицина, 1969. 687 с.

3. Ваганова М. Ю. Технологии академического чтения в процессе информатизации обучения студентов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. Т. 13. № 1. С. 47−53.

4. Воронина И. Р., Чеснокова П. А., Бородина Е. Д., Казанцева Г. А. Возможности технологии диалогового обучения в вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 7 (49). С. 194−199.

5. Гукина Л. В. Технологии работы со смыслами медицинского текста при формировании иноязычных коммуникативных навыков будущих врачей // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 4 (52). С. 202−209.

6. Гукина Л. В. Использование кластера как активного метода обучения профессионально ориентированному иностранному языку // Современные технологии дистанционного и электронного обучения и обеспечения медицинского образования: материалы VI Региональной научно-практической конференции. Кемерово : КемГМУ, 2018. С. 102−105.

7. Гукина Л. В. Диалогическое общение при обучении иностранному языку как прием формирования профессионально ориентированных разговорных навыков специалистов-медиков // Теоретические и прикладные вопросы лингвообразования / под ред. Л. С. Зникиной. Кемерово : КузГТУ, Кемерово, 2018. С. 154−159.

8. Лопатин М. А. Развитие коммуникативной компетенции студентов с помощью навыков критического мышления на занятиях по иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 10. Доступно по: http://e-koncept.ru/2019/195029.htm (дата обращения 20.08.2024).

9. Лукьянова М. И., Гмызина Г. Н., Старостина Н. Н. Развитие критического мышления студентов в процессе изучения иностранного языка // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. 2. (30). С. 104−112.

10. Носович Я. Ф., Сорокина Э. А. Синонимия в отраслевых терминологиях: особенности проявления в языках медицины и лингвистики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2020. № 2. С. 22−33.

11. Сметанникова Н. Н. Обучение профессионально-специализированному чтению в свете теории инноваций // Мир науки. Педагогика и психология. 2019 № 1. Доступно по: https://mir-nauki.com/PDF/53PDMN119.pdf (дата обращения: 20.08.2024).

12. Сорокина Э. А. Проблема обозначения многокомпонентных специальных лексических единиц (терминов) // Термины в коммуникативном пространстве: материалы научно-практической конференции с международным участием «Дискурсология, терминология, экология языка в современной лингвистике» (11 мая 2018 года). Астрахань, 2018. С. 282−290.

13. Abidova M., Guzacheva N. Features of Medical Terminology Teaching in English Lessons [Электронный ресурс] // Bulletin of Science and Practice. 2020. Vol. 6 (4). P. 434-437. Доступно по: https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/50 (дата обращения 20.08.2024).

14. Akhmedov B., Kuchkarov Sh. Сluster Methods of Learning English Using Information Technology / B. Akhmedov, Sh. Kuchkarov // Scientific Progress. 2020. Vol. 1. №2. P. 40-43. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/cluster-methods-of-learning-english-using-information-technology (дата обращения 10.08.2024).

15. Dona Price. Reading charts, graphs and tables // Cambridge University Press, 25 Jan., 2017. Доступно по: https://www.cambridge.org/elt/blog/2017/01/25/reading-charts-graphsand-tables/ (дата обращения: 10.08.2024).

16. Ivashkin V. T. Okhlobystin A. V. Internal Diseases Propedeutics. Moscow : GEOTAR-Media, 2005. 176 p.


Рецензия

Для цитирования:


Гукина Л.В. Коммуникативный подход в использовании технологии кластера при обучении английскому языку медицины. Вестник общественных и гуманитарных наук. 2024;5(3):54-59.

For citation:


Gukina L.V. Communicative approach to using cluster technology in teaching English of medicine. Bulletin of social Sciences and Humanities. 2024;5(3):54-59. (In Russ.)

Просмотров: 64


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-0320 (Print)