Коммуникативный подход в использовании технологии кластера при обучении английскому языку медицины
Аннотация
Предметом исследования являются особенности реализации технологии кластера на продвинутом этапе обучения английскому языку медицины для повышения терминологической грамотности обучающихся при работе с содержанием разноструктурных компонентов иноязычного медицинского текста в контексте учебной коммуникации в малых и больших группах. Объектом исследования являются кластерные технологии, направленные на усвоение обучающимися медицинских терминов повышенной сложности, включенных в массив разноструктурного текста учебного пособия по клинической медицине на английском языке и реализуемых в процессе учебной коммуникации с опорой на критическое мышление и творчество обучающихся. Показана многофункциональность применения технологии в процессе формирования навыков коммуникации, которая заключается в решении ряда педагогических и образовательных задач. Для проведения исследования был обобщен и изучен педагогический опыт организации учебной коммуникативной деятельности с применением технологии кластера, по результатам сравнительного критического анализа отобран материал из корпуса коммуникативных заданий, выполненных в стилистике кластера.
В результате проведенного исследования выявлено, что кластер, как обучающая технология, функционирует эффективно на этапах работы с понятийным содержанием текста, имеющего разноструктурные компоненты (таблицы, рисунки) и термины повышенной сложности, реализуемой в формате учебной коммуникации. Показана возможность изучения понятийного содержания текста и отдельных медицинских терминов в процессе коммуникации в реверсивной манере, что обеспечивается природой организации понятий в кластере по принципу «от общего – к частному» и «от частного – к общему». Научную новизну составляет попытка анализа потенциала технологии кластера в обеспечении эффективного и качественного понимания обучающимися медицинских терминов и текста, содержащего разноструктурные компоненты, реализующегося в процессе учебной профессионально ориентированной коммуникации.
Об авторе
Л. В. ГукинаРоссия
Гукина Людмила Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков
Список литературы
1. Англо-русский медицинский энциклопедический словарь: дополненный перевод 26-го издания Стедмана / ред. А. Г. Чучалин, Э. Г. Улумбеков, О. К. Поздеев. 2-е изд., испр. М. : ГЭОТАР-Медицина, 2003. 719 с.
2. Англо-русский медицинский словарь / Под ред. М. П. Мультановский, А. Я. Иванова. М. : Медицина, 1969. 687 с.
3. Ваганова М. Ю. Технологии академического чтения в процессе информатизации обучения студентов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. Т. 13. № 1. С. 47−53.
4. Воронина И. Р., Чеснокова П. А., Бородина Е. Д., Казанцева Г. А. Возможности технологии диалогового обучения в вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 7 (49). С. 194−199.
5. Гукина Л. В. Технологии работы со смыслами медицинского текста при формировании иноязычных коммуникативных навыков будущих врачей // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 4 (52). С. 202−209.
6. Гукина Л. В. Использование кластера как активного метода обучения профессионально ориентированному иностранному языку // Современные технологии дистанционного и электронного обучения и обеспечения медицинского образования: материалы VI Региональной научно-практической конференции. Кемерово : КемГМУ, 2018. С. 102−105.
7. Гукина Л. В. Диалогическое общение при обучении иностранному языку как прием формирования профессионально ориентированных разговорных навыков специалистов-медиков // Теоретические и прикладные вопросы лингвообразования / под ред. Л. С. Зникиной. Кемерово : КузГТУ, Кемерово, 2018. С. 154−159.
8. Лопатин М. А. Развитие коммуникативной компетенции студентов с помощью навыков критического мышления на занятиях по иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 10. Доступно по: http://e-koncept.ru/2019/195029.htm (дата обращения 20.08.2024).
9. Лукьянова М. И., Гмызина Г. Н., Старостина Н. Н. Развитие критического мышления студентов в процессе изучения иностранного языка // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. 2. (30). С. 104−112.
10. Носович Я. Ф., Сорокина Э. А. Синонимия в отраслевых терминологиях: особенности проявления в языках медицины и лингвистики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2020. № 2. С. 22−33.
11. Сметанникова Н. Н. Обучение профессионально-специализированному чтению в свете теории инноваций // Мир науки. Педагогика и психология. 2019 № 1. Доступно по: https://mir-nauki.com/PDF/53PDMN119.pdf (дата обращения: 20.08.2024).
12. Сорокина Э. А. Проблема обозначения многокомпонентных специальных лексических единиц (терминов) // Термины в коммуникативном пространстве: материалы научно-практической конференции с международным участием «Дискурсология, терминология, экология языка в современной лингвистике» (11 мая 2018 года). Астрахань, 2018. С. 282−290.
13. Abidova M., Guzacheva N. Features of Medical Terminology Teaching in English Lessons [Электронный ресурс] // Bulletin of Science and Practice. 2020. Vol. 6 (4). P. 434-437. Доступно по: https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/50 (дата обращения 20.08.2024).
14. Akhmedov B., Kuchkarov Sh. Сluster Methods of Learning English Using Information Technology / B. Akhmedov, Sh. Kuchkarov // Scientific Progress. 2020. Vol. 1. №2. P. 40-43. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/cluster-methods-of-learning-english-using-information-technology (дата обращения 10.08.2024).
15. Dona Price. Reading charts, graphs and tables // Cambridge University Press, 25 Jan., 2017. Доступно по: https://www.cambridge.org/elt/blog/2017/01/25/reading-charts-graphsand-tables/ (дата обращения: 10.08.2024).
16. Ivashkin V. T. Okhlobystin A. V. Internal Diseases Propedeutics. Moscow : GEOTAR-Media, 2005. 176 p.
Рецензия
Для цитирования:
Гукина Л.В. Коммуникативный подход в использовании технологии кластера при обучении английскому языку медицины. Вестник общественных и гуманитарных наук. 2024;5(3):54-59.
For citation:
Gukina L.V. Communicative approach to using cluster technology in teaching English of medicine. Bulletin of social Sciences and Humanities. 2024;5(3):54-59. (In Russ.)