Preview

Вестник общественных и гуманитарных наук

Расширенный поиск

Когнитивные искажения: эффект Барнума

Аннотация

В работе представлен краткий обзор научных взглядов по проблеме когнитивных искажений, проведен анализ современной психологической литературы в области исследований эффекта Барнума. Под эффектом Барнума в современной науке понимают склонность человека воспринимать как достоверные достаточно расплывчатые и обобщенные описания, если (как он считает) они были составлены индивидуально для него. Предметом исследования выступают психологические характеристики эффекта Барнума как социально-обусловленного когнитивного искажения. В качестве научных методов были применены: обзор классических подходов к проблеме когнитивных искажений, анализ современных психологических публикаций, посвященных эффекту Барнума, обсуждение и обобщение полученных данных. Результаты исследования фиксируют, что необходимыми условиями возникновения эффекта Барнума выступают обобщенные утверждения, содержащие позитивные характеристики, малопонятная для индивида методика составления этих утверждений, полученная из авторитетного источника и вера в написание данных утверждений персонально для него. В выводах работы отмечается, что личная информированность о такого рода когнитивных искажениях, критический анализ возникающих ситуаций, осознание и принятие возможных персональных когнитивных искажений может способствовать адекватности в оценке информации, принятию обоснованных решений.

Об авторе

Е. В. Валиуллина
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Валиуллина Евгения Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии



Список литературы

1. Бертрам Форер: классический эксперимент эффекта Барнума. Доступно по: https://dzen.ru/b/YfLCtokiB3VgqsFM Ссылка активна на 26.08.2024.

2. Боброва Л. А. Когнитивные искажения // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Философия: Реферативный журнал. 2021. № 2. С. 69−79.

3. Валиуллина Е. В. Аддиктивные формы поведения: ониомания // Вестник общественных и гуманитарных наук. 2021. Т. 2, № 4. С. 71−74.

4. Валиуллина Е. В. Гендерные особенности психических состояний в юношеском возрасте // Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2016. № 11. С. 106−112.

5. Валиуллина Е. В. Психологические особенности кризисов профессионального самоопределения в процессе высшего медицинского образования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 2 (46). С. 131−134.

6. Внушение, внушаемость, нейропсихологические механизмы суггестии. Доступно по: https://www.dgr.ru/psychology/researches/43 Ссылка активна на 26.08.2024.

7. Гайдай А. С. Факторы эффекта Барнума: анализ и перспективы // Психологический журнал. 2021. Т. 42, № 2. С. 61−70.

8. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 551 с.

9. Калита В. В., Гайдай А. С. Профессиональная направленность и тип описания как детерминанты эффекта Барнума // Вестник КемГУ. 2013. Т. 1, № 4 (56.) С. 113−117.

10. Озерова А. В. Конформизм и конформность как социально-психологические категории // Территория науки. 2017. № 1. С. 68−74.

11. Список _когнитивных _искажений. Доступно по: https:// docs.yandex.ru/docs/view Ссылка активна на 26.08.2024.

12. Степанов С.С. Язык внешности. М.: «Эксмо», 2007. 416 с.

13. Beck A.T. Cognitive therapy and the emotional disorders. New York: International Universities Press, 1976.

14. Forer B.R. The fallacy of personal validation: A classroom demonstration of gullibility // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1949 V. 44. Р. 118−123.

15. Sundberg N.D. The acceptability of «fake» versus «bona fide» personality test interpretations // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1955. V. 50. Р. 145−147.


Рецензия

Для цитирования:


Валиуллина Е.В. Когнитивные искажения: эффект Барнума. Вестник общественных и гуманитарных наук. 2024;5(4):20-23.

For citation:


Valiullina E.V. Cognitive distortions: The Barnum Effect. Bulletin of social Sciences and Humanities. 2024;5(4):20-23. (In Russ.)

Просмотров: 191


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-0320 (Print)