
Научный рецензируемый журнал «Вестник общественных и гуманитарных наук» выходит ежеквартально. К публикации принимаются статьи по специальностям:
- История (07.00.02 Отечественная история)
- Религиоведение (09.00.14 Философия религии и религиоведение)
- Философия (09.00.13 Философия и история религии, философская антропология, философия культуры)
- Социология (22.00.04 Социальная структура, социальные институты и процессы)
- Политология (23.00.02 Политические институты, процессы и технологии)
- Психология (19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии)
- Педагогика (13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования)
- Филология, лингвистика, языкознание (10.01.01 Русская литература, 10.02.21 Прикладная и математическая лингвистика, 10.02.19 Теория языка)
В состав редакционной коллегии входят ведущие ученые в области гуманитарных и общественных наук из России, Китая, Чехии, Германии и Сербии. Все статьи журнала размещаются в открытом доступе (pdf-формат) в Научной электронной библиотеке (система РИНЦ) и на сайте журнала, всем статьям присваивается код DOI репозитарияCrossref. Научные статьи и обзоры проходят двойное слепое рецензирование.
Редакция журнала в своей работе соблюдает принятые этические нормы.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-76509 от 02 августа 2019 г.
Периодичность: 4 выпуска в год.
Формат: А4.
Распространение: адресное по РФ и странам СНГ.
Текущий выпуск
СОЦИОЛОГИЯ
В рамках статьи авторы, сформулировав в качестве объекта исследования межэтническое взаимодействие в сложноорганизованном российском обществе, а предмета – состояние межнациональных отношений в Свердловской области в условиях трансформации геополитической архитектуры, исследуют состояние межнациональных отношений через призму ряда показателей, отражающих спектр внутренних и внешних установок, демонстрирующих объективное, а в отдельных случаях − и субъективно-стереотипное восприятие социально-политической и этнической реальности. Перечень применяемых показателей включает в себя отслеживание политических и социально-экономических новостей, оценку изменений в политической и экономической сферах жизни общества в условиях значительно изменившейся геополитической архитектуры, а также перспективы укрепления связей со странами Азии. Отдельный блок используемых показателей отражает степень сформированности общероссийской гражданской идентичности, степень позитивного восприятия этнического многообразия российского общества, а также уровень и степень ксенофобских настроений в отношении других национальностей, в том числе прибывших на территорию Свердловской области в качестве трудовых мигрантов или обучающихся.
Авторы отмечают, что более половины опрошенных стоят на позициях нетерпимости и ксенофобии, что является основанием для совершенствования методов внутренней государственной политики, а также усиления профилактических мероприятий, направленных на недопущение возникновения межнациональных конфликтов. На фоне этого результаты исследования фиксируют высокий удельный вес тех, кто отмечает необходимость сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей.
Под самосохранительным поведением в социальных науках понимают целенаправленные действия людей по сохранению и укреплению здоровья. Работа посвящена изучению самосохранительного поведения у студентов Кемеровского государственного медицинского университета.
В статье представлены результаты качественного социологического исследования, проведенного с использованием метода фокус-группы, которые позволят понять особенности самосохранительного поведения студентов-медиков, выявить причины нарушения принципов здорового образа жизни у будущих врачей. Предмет исследования: состояние здоровья студентов, практики формирования самосохранительного поведения, факторы здорового образа жизни, отношение студентов к профессиональным рискам врача.
Исследование показало, что студенты-медики, понимая важность самосохранительного поведения сейчас и в дальнейшей профессиональной жизни, будучи осведомлены о воздействии вредных привычек и факторов, ведущих к нарушению здоровья, тем не менее, недостаточно мотивированы для сохранения и укрепления своего здоровья и избегания рисков. При этом большинство участников фокус-группы считают, что врачи и студенты-медики должны быть примером, эталоном для окружающих, пропагандируя своим поведением здоровый образ жизни в обществе.
Среди причин несоблюдения принципов самосохранительного поведения студентами медицинского вуза названы дефицит времени, вызванный интенсивной учебной нагрузкой, напряженным графиком, отсутствие после учебы физических и моральных сил для регулярных занятий спортом, рационального питания, прогулок на свежем воздухе и т. д., что негативно отражается на собственном здоровье студентов.
ПСИХОЛОГИЯ
В работе представлен краткий обзор научных взглядов по проблеме когнитивных искажений, проведен анализ современной психологической литературы в области исследований эффекта Барнума. Под эффектом Барнума в современной науке понимают склонность человека воспринимать как достоверные достаточно расплывчатые и обобщенные описания, если (как он считает) они были составлены индивидуально для него. Предметом исследования выступают психологические характеристики эффекта Барнума как социально-обусловленного когнитивного искажения. В качестве научных методов были применены: обзор классических подходов к проблеме когнитивных искажений, анализ современных психологических публикаций, посвященных эффекту Барнума, обсуждение и обобщение полученных данных. Результаты исследования фиксируют, что необходимыми условиями возникновения эффекта Барнума выступают обобщенные утверждения, содержащие позитивные характеристики, малопонятная для индивида методика составления этих утверждений, полученная из авторитетного источника и вера в написание данных утверждений персонально для него. В выводах работы отмечается, что личная информированность о такого рода когнитивных искажениях, критический анализ возникающих ситуаций, осознание и принятие возможных персональных когнитивных искажений может способствовать адекватности в оценке информации, принятию обоснованных решений.
В рамках статьи на основе корпуса источников, представленных оперативно-следственными материалами, сформированными в процессе расследования двух самых громких и резонансных нападений на образовательные учреждения российских регионов с последующим массовым расстрелом обучающихся и преподавателей, предлагается авторская интерпретация мотивов массовых убийц через призму подходов, используемых в клинической психологии. Анализу подвергались особенности поведения, установки, система взглядов и ценностей, а также озвучиваемые в анамнезе идеи и представления. Для реконструкции динамики взглядов использовался историко-генетический подход, позволяющий выявить начальную точку генезиса и развития деструктивности. В опоре на разработанную классиком отечественной психиатрии, глубоким специалистом и систематиком П. Б. Ганнушкиным классификационную номенклатуру лиц, страдающих расстройством личности (психопатией), были выявлены такие формы психопатии, как астения, паранойя, эпилептоидность и асоциальная психопатия у двух массовых убийц, условно названных авторами статьи массовый убийца-1 (МУ-1) и массовый убийца-2 (МУ-2), убивших в совокупности 15 человек, попавших живыми в руки правоохранительных органов, оказавшихся на скамье подсудимых и приговоренных к высшей мере наказания – пожизненному заключению. У МУ-1 выявленные проблемы серьезно осложнялись доброкачественной опухолью – ангиомой лобной доли головного мозга. У обоих массовых убийц диагностировалось увлечение идеями пиплхейтинга и наличие суицидальных наклонностей.
ФИЛОЛОГИЯ, ЛИНГВИСТИКА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Предметом исследования являются особенности функционирования английских и русских глаголов с общим значением «пролегая на местности, граничить с другими объектами», выявляющиеся в локальных ситуациях описания фрагментов пространства с реализацией ими семантического признака «плотная/ замкнутая граница». Показано, что актуализация данного семантического признака происходит при условии наличия в структуре локальной ситуации разночастеречных средств локализации, семантические функции которых направлены на передачу многоуровневой фрагментации пространственной сцены и которые своей сочетаемостью в общем семантическом объеме локальной ситуации способствуют или препятствуют актуализации семантического признака «плотность среды». Языковой материал получен методом сплошной выборки из лексикографических источников и текстов c использованием приемов компонентного, контекстуального и сопоставительного анализа.
В результате проведенного исследования выявлена приоритетная роль фигуры наблюдателя с реализацией следующих компонентов: эксплицитное или имплицитное присутствие в рамках референтной сцены; направление взгляда при построении пространственной перспективы; позиция включенности в среду описываемых фрагментов пространства и наполняющих его объектов, граничащих друг с другом. Отмечено, что типичной моделью локальной ситуации, в которой глаголы актуализируют семантический признак «плотная/ замкнутая граница», а разночастеречные единицы кумулятивно формируют условия к реализации дополнительного семантического компонента «плотность среды», является нахождение наблюдателя внутри данной среды, или его позиция совпадает с границей наблюдаемого объекта природы. Новизна работы состоит в практическом изучении теоретических аспектов номинации пространственных отношений в языке в части обозначения плотных границ глаголами с акцентом на условия реализации семантических признаков «плотная/ замкнутая граница» и «плотность среды» в условиях, формируемых сочетанным функционированием разночастеречных участников локальной ситуации.
ПЕДАГОГИКА
Предметом исследования являются функциональные особенности коммуникативных заданий, используемых при изучении англоязычного медицинского текста для обеспечения адекватного понимания обучающимися общего смысла и заложенной в структуру текста детализированной профессионально ориентированной информации. Объектом изучения являются коммуникативные задания, направленные на формирование навыков устной речи обучающихся, реализуемые в интерактивном формате в контексте работы с учебным текстом с разным количеством участников. Продемонстрирован коммуникативный потенциал заданий, построенных с учетом разных объемов понятийного содержания медицинского текста учебного пособия на английском языке для будущих врачей. Для выполнения исследования был критически проанализирован опыт использования в педагогическом процессе коммуникативных заданий, моделирующих ситуации профессионально ориентированной коммуникации на основе англоязычного медицинского текста, отобраны примеры заданий с разным коммуникативным потенциалом. Актуальность исследования состоит в поиске эффективных технологий обучения профессионально ориентированной коммуникации в процессе изучения содержания иноязычного медицинского текста. В результате проведенного исследования выявлено, что не существует одно-однозначной зависимости между объемом обсуждаемого текста или его части и объемом коммуникативного задания с заложенными в нем лингвистическими и понятийными задачами. Основным критерием оценки коммуникативного потенциала задания выступает его многофункциональность, гибкость в применении и ситуативность, возможность расширения направлений коммуникации. Научную новизну составляет попытка анализа потенциала использования коммуникативных заданий в процессе работы над содержанием англоязычного медицинского текста в части создания условий, способствующих эффективному формированию навыков иноязычной коммуникативной деятельности будущего врача.