К вопросу о социально-психологической адаптации студентов с нарушениями зрения в процессе обучения в вузе (часть I)
Аннотация
Определить, тщательно проанализировать и всесторонне изучить феномен социально-психологической адаптации студентов с нарушениями зрения к среде образовательного учреждения высшего профессионального образования достаточно сложно. Это связано с тем, что зачастую проблемные области социально-психологических исследований связаны с изучением дезадаптивных факторов, влияющих на данный процесс. Помимо этого, социально-психологическая адаптация диагностируется в случае отсутствия показателей дезадаптации обучающегося, в то время как самостоятельный феномен она не является достаточно изученной. Цель исследования заключается в определении специфики социально-психологической адаптации студентов с нарушениями зрения при обучении в вузе. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: 1) выявить структурные компоненты социально-психологической адаптации слабовидящих студентов вуза; 2) определить этапы социально-психологической адаптации студентов с нарушениями зрения и охарактеризовать их содержание; 3) обосновать методы и процедуры исследования на каждом из этапов социально-психологической адаптации. В статье использовались методы теоретического анализа, описательный метод, синтез-вычленения структур, сравнения. Область применения результатов: образовательный процесс в высшем учебном заведении, педагогический процесс физического воспитания, коррекционная педагогика, психолого-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Об авторах
О. А. ЗаплатинаРоссия
к. п. н., доцент, и. о. зав. кафедрой физической культуры
В. А. Николаев
Россия
старший преподаватель кафедры физической культуры
Список литературы
1. Александровский Ю. А. Состояния психических дезадаптации и их компенсация. – М., 1976. – 272 с.
2. Банзявичене Р. Эмоционально значимые события в жизни слепых и зрячих. Психологическое изучение слепых и слабовидящих детей и методика работы с ними. – Л., 1990. – С. 63–73.
3. Брыксина С. М., Чурикова Е. В., Колесникова Е. А. Создание условий для социализации обучающихся в рамках реализации учебно-воспитательного процесса // Социокультурная интеграция и специальное образование: Сборник научных статей. Электронное издание Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. – М., 2015. – С. 128–136.
4. Волкова И. П., Королева Н. Н. Личностные ресурсы и барьеры толерантности современной молодежи как фактор социальной интеграции инвалидов по зрению // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Социология. – 2008. – № 1. – С. 238-246.
5. Волкова И. П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения. Дисс. … д-ра психол. наук. – С.-Пб., 2010. – 471 с.
6. Герасимова И. А. Реабилитационные практики мегаполиса: социально-культурный анализ // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. – 2015. – № 4 (19). – С. 96–101.
7. Гочошвили Н. Г. Инклюзивное образование: характеристика, сущность, принципы // Вестник науки и образования. – 2019. – № 12-1 (66). – С. 98–101.
8. Козловская Г. Ю. Технологии инклюзивного образования. – М., 2014. – 11 с.
9. Куницына В. Н. Трудности межличностного общения: автореферат диссертации доктора психологических наук. – С.-Пб., 1991. – 38 с.
10. Лунева О. В. Адаптация социальная // Знание. Понимание. Умение. – 2018. – № 3. – С. 240–247.
11. Прибылова Н. Г., Фролова С. В. Психофизиологическое сопровождение процесса обучения слепых и слабовидящих // Уникальные исследования XXI века. – 2015. – № 4 (4). – С. 57–64.
12. Рождественская К. Л., Лобач С. А. Особенности невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией // Проблемы педагогики. – 2017. – 5 (28). – С. 46–49.
13. Свечникова Ю. А. Адаптация как социальная категория // Молодой ученый. – 2019. – № 8 (246). – С. 155–157.
14. Хаустова А. И. Социально-психологическая адаптация // Молодой ученый. – 2016. – № 26 (130). – С. 614–617.
15. Чванова М. С., Дубровина О. В. Особенности социализации слабовидящих и незрячих в процессе обучения в Германии, Франции и США // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2018. – № 4 (32). – С. 222–231.
Рецензия
Для цитирования:
Заплатина О.А., Николаев В.А. К вопросу о социально-психологической адаптации студентов с нарушениями зрения в процессе обучения в вузе (часть I). Вестник общественных и гуманитарных наук. 2021;2(3):60-69.
For citation:
Zaplatina O.A., Nikolaev V.A. To the question of social and psychological adaptation of students with visual impairment in the process of physical education (part 1). Bulletin of social Sciences and Humanities. 2021;2(3):60-69. (In Russ.)