Аддиктивные формы поведения: ониомания
Аннотация
В статье рассмотрено понятие ониомании как одного из видов аддиктивного (зависимого) поведения в работах отечественных и зарубежных ученых. Эмоциональная зависимость характеризуется стойким стремлением к «уходу от реальности» путем фиксации на определенных видах деятельности, в данном случае на страсти к совершению покупок. Психологический механизм ониомании содержит компульсивность к неконтролируемым покупкам; возрастающее эмоциональное напряжение, которое снимается в процессе приобретений; возникновение радости и эйфории в моменты реализации аддикции и чувство вины после совершения покупок.
Ключевые слова
Об авторе
Е. В. ВалиуллинаРоссия
Валиуллина Евгения Викторовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии
Список литературы
1. Акопов А. Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности. − СПб: Речь, 2008. −224 с.
2. Бохан Н. А. Клиническая гетерогенность алкоголизма и коморбидность: парадигма мультиаксиальной сопряженности проблем // Наркология. − 2002. − № 2.− С. 31−37.
3. Валиуллина Е. В. Аддиктивное поведение: гемблинг // В сборнике: Актуальные вопросы психиатрии, наркологии и клинической психологии. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. − Кемерово: КемГМУ, 2021. − С. 93−101.
4. Валиуллина Е. В. Тревожность и ассертивность // В сборнике: Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. − Стерлитамак, 2018. − С. 50−52.
5. Дмитриева Н. В., Короленко Ц. П., Левина Л. В. Проблемы возникновения и развития шопоголизма // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. − 2012. − № 2−3. − С. 63−77.
6. Егоров А. Ю. Аддикция к покупкам (компульсивный шопинг) // Дневник психиатра. − 2014. − № 2. − С. 11−13.
7. Мироманова Н. В., Бояркин К. Е. Изучение особенностей личностей с разной степенью шопоголизма (ониомании) // Современные тенденции в социально-экономических и гуманитарных науках: теория и практика. − Иркутск, 2017. − С. 173−179.
8. Подлиняев О. Л. Анализ феномена «суперпотребление» с позиции различных психологических теорий // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. − Иркутск, 2013. − Вып. 18. − С. 40−47.
9. Пчелкина Е. П., Бражник Д. Ю. Исследование риска развития шопоголизма (ониомании) у современной студенческой молодежи // В сборнике: Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Международная научно-практическая конференция: сборник статей. − 2018. − С. 311−317.
10. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. − СПб: Речь, 2007. − 768 с.
11. Смирнов А. В. Базовые психологические компоненты аддиктивного поведения в структуре интегративной индивидуальности. Автореф. дисс. … д-ра психол. наук. − Екатеринбург, 2015. − 42 с.
12. Фонталова Н. С. Социально-психологическиеособенности проявления ониомании у молодежи // Baikal Research Journal. − 2017. − № 4. − С. 10.
13. Brown R. Some contributions of the study of gambling to the study of other addictions. In W.R. Eadingtone& J.A. Cornclius, Gambling Behavior and Problem Gambling. Reno: University of Nevada Press. 1993. − P. 241−272.
14. Hatcher А. S. From one addiction to another: life after alcohol and drug abuse // Nurse Pract, 1989 Nov. V. 14. № 11. − P. 13−20.
15. Mc Elroy S. L., Keck P. E., Phillips K. A. Kleptomania, compulsive buying and binge-eating disorder // J. Clin. Psychiatry. 1995. V. 56. Suppl 4. − P. 14−26.
16. Miltenberger R., Redlin J., Crosby R. et al. Direct and retrospective assessment of factors contributing to compulsive buying // J. Behav. Therapy and Experimental Psychiatry. 2003. V.34, №1. − P. 1−9.
Рецензия
Для цитирования:
Валиуллина Е.В. Аддиктивные формы поведения: ониомания. Вестник общественных и гуманитарных наук. 2021;2(4):71-74.
For citation:
Valiullina E.V. Addictive behavior: oniomania. Bulletin of social Sciences and Humanities. 2021;2(4):71-74. (In Russ.)