К вопросу о социально-психологической адаптации студентов с нарушениями зрения в процессе обучения в вузе: модель, обоснование проведения пилотажного исследования (часть II)
Аннотация
В условиях современных реалий уделяется достаточно большое внимание проблеме социально-психологической адаптации и ее содержательной сущности в рамках обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в целом и студентов с нарушениями зрения в частности в образовательных учреждениях. Эта проблема на сегодняшний день как проблема сохранения и приумножения физического, психологического и социального здоровья обучающихся-инвалидов по зрению (в нашем случае − слабовидящих студентов) ориентирована на реализацию решений в рамках открытого и доступного образования. Важнейшим фактором доступного образования в системе высшей школы является необходимость разработки различных моделей социально-психологической адаптации слабовидящих студентов, отражающих всевозможные аспекты образовательной деятельности (включая процесс физического воспитания). Цель исследования заключается в разработке модели социально-психологической адаптации слабовидящих студентов в процессе обучения в вузе и обосновании пилотажного исследования, подчеркивающего правильность выявленных показателей социально-психологической адаптации. В статье использовались методы теоретического анализа, описательный метод, педагогического моделирования, синтез-вычленения структур, метод регрессионного анализа. Область применения результатов: образовательный процесс в высшем учебном заведении, педагогический процесс физического воспитания, коррекционная педагогика, психолого-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Об авторах
О. А. ЗаплатинаРоссия
Заплатина Ольга Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент, и.о. зав. кафедрой физической культуры
В. А. Николаев
Россия
Николаев Владимир Александрович - старший преподаватель кафедры физической культуры
Список литературы
1. Алифанова Л. И., Кораблева О. В. К вопросу о специфике образования лиц с нарушениями зрения // Russian Journal of Education and Psychology. – 2016. –№ 3−2 (59). – С. 328−338.
2. Аношкова И. В. Оптимизация межличностных отношений лиц с нарушением зрения, обучающихся в смешанном коллективе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2015. – № 3 (35). – С. 1−7.
3. Гавришина О. Н., Певнева И. В. Вызовы и требования к эффективной реализации инклюзивного образования в вузе // Современное образование. –2017. – № 1. – С. 112−117.
4. Гусева В. Ю., Тихонова А. О. Социально-психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2016. – №1 (12). – С. 26−29.
5. Коваленко Ю. А., Фортыгина Ю. А., Казанцев А. Д. Важность освоения коммуникативных навыков среди молодежи с ограниченными возможностями // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2017. – № 1 (16). – С. 62−65.
6. Криводонова Ю. Е., Денисова О. П. Значение деятельности педагога в адаптации слепых, слабовидящих // Балтийский гуманитарный журнал. – 2014. – № 3 (8). – С. 22−27.
7. Криводонова Ю. Е. К вопросу о личностных особенностях и адаптации слепых и слабовидящих граждан // Самарский научный вестник. – 2013. – № 1 (2). – С. 28–31.
8. Криводонова Ю. Е. Осмысленность жизни у людей с нарушениями зрения как фактор их реабилитированности // Карельский научный журнал. – 2013. – № 2. – С. 19–21.
9. Ларионова С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография. – Белгород, 2002. – 200 с.
10. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие. Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб.: Издво РГПУ, 1998. – 271 с.
11. Ляпкина Н. А., Севастьянова С. К. Педагогические особенности инклюзивного образования в высшей школе (на примере рии АлтГТУ) // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 1 (56). – С. 148–151.
12. Прибылова Н. Г., Фролова С. В. Психофизиологическое сопровождение процесса обучения слепых и слабовидящих // Уникальные исследования XXI века. – 2015. – № 4 (4). – С. 57–64.
13. Соболева Е. В., Пешиков О. В., Пешикова М. В., Шлепотина Н. М. Современные подходы в обучении студентов медицинских вузов // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2017. – № 1 (16). – С. 34–36.
14. Фобии и тревожные ожидания ослепших: методические рекомендации для» реабилитологов / Под ред. Литвака А. Г. – Волоколамск, 1991. – 36 с.
15. Шерхунаева И. И., Михайлова О. С. Моделирование основных факторов межличностных отношений с помощью методики ДМО Т. Лири. Сибирский психологический журнал. – 2015. – № 55. – С. 97–106.
16. Шитова А. В. Специфика социальной адаптации слепых и слабовидящих детей. 2018. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/03/29/spetsifika-sotsialnoy-adaptatsii-slepyh-i-slabovidyashchih (Дата обращения: 28.10.2021).
17. Шувалова И. Н., Богинская Ю. В. Адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к обучению в вузе // Гуманитарные науки. – 2015. – №4 (32). – С. 73–78.
Рецензия
Для цитирования:
Заплатина О.А., Николаев В.А. К вопросу о социально-психологической адаптации студентов с нарушениями зрения в процессе обучения в вузе: модель, обоснование проведения пилотажного исследования (часть II). Вестник общественных и гуманитарных наук. 2021;2(4):75-81.
For citation:
Zaplatina O.A., Nikolaev V.A. To the question of social and psychological adaptation of students with visual impairment in the process of learning in university: model, rationale for pilot research (part II). Bulletin of social Sciences and Humanities. 2021;2(4):75-81. (In Russ.)