Этическое содержание медицинской коммуникации
Аннотация
Предметом исследования является коммуникация в сфере здравоохранения и особенности ее функционирования. Основное внимание уделено моральной стороне информационного взаимодействия и его нормативно-ценностной платформе. Общий исследовательский подход связан с теорией социальной коммуникации. В работе использован дискурсивный метод, позволяющий представить содержание и направленность коммуникативных действий. Рассматривается диалог как специфический способ функционирования коммуникации в медицине. Результаты исследования фиксируют этическое состояние медицинской коммуникации на разных уровнях социальной организации – в отношениях между медиками и пациентами, между коллегами в медицинском учреждении, в обществе в целом. Человеческая сущность здравоохранения предполагает его моральное измерение в аспекте взаимопонимания, доверия, согласия и сотрудничества. Основополагающими чертами данных отношений выступают эмпатия, милосердие, взаимное уважение, ответственность, действенная помощь и т. д. участников. Общим выводом работы является утверждение об определяющем характере нравственных и гуманистических отношений в здравоохранении. Поэтому вся медицинская коммуникация должна строиться на основе этических норм и установок. Для этого необходима моральная консолидация медицинских работников и граждан и повышение качества медицинского обслуживания при соблюдении принципов общечеловеческой нравственности.
Об авторе
О. В. ОмеличкинРоссия
Омеличкин Олег Викторович, д.полит.н., профессор кафедры философии и культурологии
Список литературы
1. Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении: учебно-методическое пособие / А. Т. Щастный [и др.]; под ред. А. Т. Щастного. Витебск: ВГМУ, 2018. 310 с.
2. Бузина Т. С., Бузин В. Н., Ланской И. Л. Врач и пациент: межличностные коммуникации // Медицинская психология в России. 2020. T. 12. № 4. C. 1–21.
3. Качество медицинских услуг: запрос на жесткий контроль // ВЦИОМ. Аналитический обзор. 11 декабря 2019 г. Доступно по: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskiiobzor/kachestvo-mediczinskikh-uslug-zapros-na-zhestkij-kontrol Ссылка активна на 07.02.2022.
4. Мороз И. Н. О проблемах биомедицинской этики и деонтологии: мнение врачей // Медицинский журнал. 2019. № 4. С. 91–95.
5. Российское здравоохранение: мнения и тренды // ВЦИОМ. Аналитический обзор. 23 ноября 2021 г. Доступно по: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiiskoe-zdravookhranenie-mnenija-i-trendy Ссылка активна на 08.02.2022.
6. Таратухин Е. О., Мирошниченко М. Д., Часовских Г. А., Павлова Е. К. Основы отношений врач-пациент. Курс лекций. Под общей редакцией Е. О. Таратухина. М.: Силицея-Полиграф, 2021. 174 с.
7. Ушаков Е. В. Биоэтика: учебник и практикум для вузов. М.: Изд-во Юрайт, 2016. 306 с.
8. Emanuel E. J., Emanuel L. L. Four models of the physician-patient relationship // Journal of the American Medical Association. 1992. Vol. 267. № 16. Р. 2221—2226.
9. Szasz T. S., Hollender M. H. The basic models of the doctorpatient relationship // Archives of Internal Medicine. 1956. Vol. 97. Р. 585-592.
10. Veatch R. M. Models for ethical Practice in a revolutionary age. What physician-patient roles foster the most ethical realtionship? // Hastings Center Report. Jun, 1972. Vol. 2. № 3. Pp. 5–7.
Рецензия
Для цитирования:
Омеличкин О.В. Этическое содержание медицинской коммуникации. Вестник общественных и гуманитарных наук. 2022;3(1):17-26.
For citation:
Omelichkin O.V. Ethical content of medical communication. Bulletin of social Sciences and Humanities. 2022;3(1):17-26. (In Russ.)