Preview

Вестник общественных и гуманитарных наук

Расширенный поиск

Эмпирическое исследование удовлетворенности обучением у студентов с различной мотивацией профессионального выбора (на примере Кемеровского государственного медицинского университета)

Аннотация

В работе представлены результаты исследования удовлетворенности обучением у студентов с различной мотивацией выбора профессии (на примере студентов ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет»). Актуальность исследования обусловлена тем, что качество и уровень профессиональной подготовки будущих специалистов напрямую зависят от удовлетворенности студентов вуза организацией учебного процесса. Предмет исследования – удовлетворенность обучением у студентов с различной мотивацией выбора профессии. Объектом исследования являются мотивы выбора профессии. В работе использовался следующий набор методов: теоретический анализ литературы, методы математической и статистической обработки данных, метод описательной статистики, корреляционный анализ. Научная новизна работы заключается в том, что полученные данные позволят углубить представления относительно структуры удовлетворенности обучением в вузе у разных категорий студентов (с различной мотивацией профессионального выбора). Было установлено, что ведущими мотивами выбора медицинской специальности являются социальные, моральные и познавательные мотивы. Менее выражены эстетические и творческие мотивы, а также мотивы, связанные с содержанием труда. Материальные мотивы, в частности «оплата труда», проявляются в меньшей степени. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные позволили сформулировать ряд рекомендаций, направленных на повышение уровня удовлетворённости обучением у студентов с различной мотивацией профессионального выбора.

Об авторах

О. В. Кадникова
Кемеровский государственный медицинский университет
Россия

Кадникова Оксана Владимировна, к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков



Г. В. Чистякова
Кемеровский государственный медицинский университет
Россия

Чистякова Галина Викторовна, к.ф.н., заведующая кафедрой латинского языка и медицинской терминологии



Список литературы

1. Бреднева Д. А. Исследование социально-психологических особенностей мотивации к обучению студентов-психологов // Вестник Пензенского государственного университета. 2015. № 1 (9). C. 13–17.

2. Гаврилова О. В. Мотивация и удовлетворенность студентов процессом профессиональной подготовки // Социально-психологические проблемы образования: ценностно-мотивационный аспект. Казань: Издво КГТУ, 1999. С. 35–51.

3. Гаврилова О. В. Феномен удовлетворенности студентов учебной деятельностью // Психология психических состояний: сб. статей. Вып. 2 / Под ред. проф. А. О. Прохорова. Казань: Изд-во КГПУ, 1999. С. 230– 244.

4. Гаврилова О. В. Взаимосвязь мотивации и удовлетворенности студентов высшей школы содержанием и процессом учебной деятельности // Социальная психология – XXI век: доклады участников международного симпозиума. Ярославль: Изд-во «ДИА-пресс», 1999. Т. 1. С. 119–123.

5. Кадникова О. В., Бабкина Н. А. Становление феномена выученной беспомощности и его влияние на современное общество // Вектор экономики. 2019. № 11 (41). С. 118–129.

6. Кадникова О. В., Мусаткина А. В. Российско-германское сотрудничество в сфере высшего образования // Россия и Монголия: опыт и перспективы международной интеграции в образовании и науке: сб. материалов международной научно-практической конференции. Чебоксары: Изд-во «ООО «Издательский дом «Среда», 2019. С. 87−92.

7. Клименко И. В. Динамика мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность: дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 2014. 243 с.

8. Король Л. Г., Малимонов И. В., Рахинский Д. В. Удовлетворенность студентов условиями обучения в вузе как компонент системы менеджмента качества высшего образования // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Международной научной конференции. Пермь: Меркурий, 2011. С. 103–105.

9. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Изд-во «Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.

10. Митина JI. M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 28–33.

11. Мищенко Л. В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности // Вестник практической психологии образования. 2007. №3 (12). С. 122–128.

12. Павлютенков Е. М. Управление профессиональной ориентацией в общеобразовательной школе. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1990. 171 с.

13. Реан А. А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 83–88.

14. Ручьева Д. В., Кадникова О. В. Проблемы повышения качества жизни населения России в условиях кризиса // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 8 (59). С. 92–95.

15. Спасский А. С. Удовлетворенность учебой студента как фактор эффективности управления образовательным процессом: дисс. … канд. соц. наук. М., 2002. 210 с.

16. Шадриков В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения. Москва: Логос, 2003. 213 с.

17. Ядов В. А. Отношение к труду: концептуальная модель и реальные тенденции // Социологические исследования. 1983. № 3. С. 50–62.


Рецензия

Для цитирования:


Кадникова О.В., Чистякова Г.В. Эмпирическое исследование удовлетворенности обучением у студентов с различной мотивацией профессионального выбора (на примере Кемеровского государственного медицинского университета). Вестник общественных и гуманитарных наук. 2022;3(1):65-69.

For citation:


Kadnikova O.V., Chistyakova G.V. Empirical study of learning satisfaction among students with different motivation for professional choice (on the example of Kemerovo state medical university). Bulletin of social Sciences and Humanities. 2022;3(1):65-69. (In Russ.)

Просмотров: 174


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-0320 (Print)