Пересмотр энергетической и транспортной политики России в современных геополитических условиях на примере транспорта угля Кузбасса по международным транспортным коридорам
Аннотация
Продолжающаяся глобализация мировой экономики, наращивание санкционного давления со стороны стран Западной Европы и США, необходимость увеличения доходов от транзитных перевозок, специфическое географическое положение России, огромная протяженность ее территории – факторы, которые обусловили актуальность данного исследования. Решению этих проблем будет способствовать наращивание объемов грузоперевозок и грузопереработки, развитие логистического сервиса и создание стройной системы минимизации времени доставки людей и грузов. Актуальность для угледобывающих регионов усугубляется в связи с принятием пятого пакета санкций против России, включающего эмбарго на импорт угля и невозможность его импорта в Европу через третьи страны. Цель исследования – доказать возможность и необходимость переориентации транспортных коридоров по поставке энергоресурсов на восточное направление. Рассмотрены актуальные проблемы переориентации грузопотоков из стран Европы в Азию. Подчеркнуто, что международные транспортные коридоры формируются для интенсификации внешнеторговых связей, развития транспортных коммуникаций, привлечения инвестиций в сопредельные регионы. Выявлено, что комплексное развитие Кузбасса базируется на топливно-энергетической, горно-металлургической и туристско-рекреационной отраслях. Целевым ориентиром развития энергетической политики России должны стать долгосрочные контракты с Китаем и Индией.
Об авторах
В. Б. БатиевскаяРоссия
Батиевская Вероника Богдановна, к.э.н., доцент кафедры общественного здоровья, организации и экономики здравоохранения имени профессора А. Д. Ткачева
Кемерово
М. В. Соколовский
Россия
Соколовский Михаил Владимирович, к.э.н., доцент кафедры общественного здоровья, организации и экономики здравоохранения имени профессора А. Д. Ткачева
Кемерово
Список литературы
1. Александрова М.Е., Кизим О.В. Международные транспортные коридоры как фактор развития международного транзита России // E-Scio. 2021. № 9(60). С. 124-134.
2. Власти Кузбасса готовы переориентировать экспорт угля на Китай и Индию вместо ЕС. Доступно по: https://www.kommersant.ru/doc/5304095. Ссылка активна на 12.04.2022.
3. Корнеев К.А. Оценка масштабов и направлений торговли энергоресурсами в рамках Шанхайской организации сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. 2021. № 6. С. 35-46. DOI: 10.31857/S013128120017347-2.
4. Месяц М. А., Зайцев А. В. Современная модель развития транспортного сектора при внешнеторговых поставках грузов (на примере Кемеровской области) // Научный журнал «Фундаментальные исследования».2016. № 6 (часть 2). С. 419-423.
5. Министерство транспорта Кузбасса. Официальный сайт. Доступно по: https://mtk42.ru/ru/transport/jd/. Ссылка активна на 22.09.2022.
6. Обугливая Азию. Информационно-аналитическое агентство «Восток России». Доступно по: https://www.eastrussia.ru/material/obuglevaya-aziyu/. Ссылка активна на 14.04.2022.
7. Прокофьева Т.А. Развитие логистической инфраструктуры как стратегическое направление интеграции России в систему международных транспортных коридоров // В центре экономики. 2021. № 1. С. 1-10.
8. Рочева О.А., Зарипова Р.С., Морозова И.Г., Хамидуллина Ф.Р. Конкурентоспособность транспортных коридоров России в системе международных транспортных коридоров // International Journal of Advanced Studies. 2021. Т. 11. № 1. С. 7-16. DOI: 10.12731/2227-930X-2021-11-1-7-16.
9. Салихов В.А. Перспективы решения проблем экономического и социально-экологического развития горнопромышленных регионов // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы: материалы IV Международной научно-практической конференции 03-04 декабря 2020 г., Новокузнецк: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2020. С. 45-52.
10. Самуйлов В.М., Неволин Д.Г., Калашников А.Е. Роль транспортного коридора «Россия – Китай» в перевозке экспортных грузов // Инновационный транспорт. 2020. № 4(38). С. 15-20. DOI: 10.20291/2311-164X-2020-4-15-20.
11. Стратегия развития туристско-рекреационного кластера Кузбасса на период до 2025 года. Утверждена распоряжением коллегии администрации Кемеровской области № 301-р от 03.06.2015 года. Доступно по: https://docs.cntd.ru/document/428564318. Ссылка активна на 10.04.2022.
12. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области – Кузбассу, Официальный сайт. Доступно по: https://kemerovostat.gks.ru/. Ссылка активна на 13.04.2022.
13. Титова С.С., Макурина В.М., Карпова А.И., Смольянинов А.В. Научные основы создания и функционирования международных транспортных коридоров на территории России // International Journal of Advanced Studies. 2021. Т. 11. № 2. С. 21-35. DOI: 10.12731/2227-930X-2021-11-2-21-35.
14. Федеральная таможенная служба России. Доступно по: https://customs.gov.ru/statistic. Ссылка активна на 14.04.2022.
Рецензия
Для цитирования:
Батиевская В.Б., Соколовский М.В. Пересмотр энергетической и транспортной политики России в современных геополитических условиях на примере транспорта угля Кузбасса по международным транспортным коридорам. Вестник общественных и гуманитарных наук. 2022;3(3):65-71.
For citation:
Batievskaya V.B., Sokolovsky M.V. Revision of the energy and transport policy of Russia under the modern geopolitical conditions on the example of the transport of Kuzbass coal in the international transport corridors. Bulletin of social Sciences and Humanities. 2022;3(3):65-71. (In Russ.)