Механизмы преодоления выученной беспомощности в процессе изучения латинского языка в медицинском вузе
Аннотация
Статья посвящена вопросам организации образовательного процесса по дисциплине «Латинский язык» в ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет» Минздрава России. Актуальность исследования определяется необходимостью поиска эффективных механизмов преодоления проявлений выученной беспомощности, сформированных в ходе изучения иностранных языков на предыдущем этапе обучения. Предметом исследования является комплекс методов и инструментов, используемых с целью нивелирования поведенческих реакций, свойственных обучающимся с признаками выученной беспомощности. Методы исследования, использованные в работе: анализ научной литературы, моделирование, педагогический эксперимент, анкетирование, интервьюирование, наблюдение. Результаты исследования представлены анкетой по определению лингвистической (не)успешности обучающихся 1-го курса; комплексом заданий по дисциплине «Латинский язык», разработанных в рамках использования онлайн-курса на платформе LMS Moodle и применения интерактивных методик (интерактивная проблемная мини-лекция, мозговой штурм, работа в малых группах, экспертное интервью); рекомендациями по использованию системы мотивирующего оценивания при работе с обучающимися, демонстрирующими выраженную беспомощность. В результате исследования автор приходит к выводу об эффективности использования описанного комплекса мер в образовательном процессе по дисциплине «Латинский язык», смоделированном, в том числе, с целью нивелирования эффекта выученной беспомощности.
Об авторе
Г. В. ЧистяковаРоссия
Чистякова Галина Викторовна, кандидат филологических
наук, доцент, заведующий кафедрой латинского языка
и медицинской терминологии
Список литературы
1. Валиахметова Л. В. Выученная беспомощность у студентов неязыкового вуза и как с ней бороться // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2. С. 83–86.
2. Голубчикова М. Г., Валеева Г. А., Арпентьева М. Р., и др. Преодоление и профилактика выученной беспомощности в формировании и развитии учебно-профессиональной самостоятельности: инклюзивные аспекты // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. № 2 (89). С. 206–216.
3. Губанова И. В. Геймификация в обучении иноязычной лексике и грамматике (на материале латинского языка) // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2022. № 50. С. 18–23.
4. Зискин К. Е., Петровский В. А. Мотивирующее оценивание // Наука и школа. 2016. № 5. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/motiviruyuschee-otsenivanie Ссылка активна на: 07.03.2023.
5. Мясникова О. В. Отражение феномена «выученной беспомощности» в изучении иностранного языка // Опыт и перспективы обучения иностранным языкам в Евразийском образовательном пространстве. 2018. № 3. С. 133–140.
6. Панченко Т. А., Долгова Н. П. Организация самостоятельной работы студентов в условиях выученной беспомощности // Проблемы высшего образования. 2016. № 1. С. 231– 233.
7. Писарук А. Д. Использование некоторых элементов интерактивного метода обучения в преподавании латинского языка // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: материалы Х междунар. науч. - практ. конф. Минск: Международный университет «МИТСО», 2017. С. 83–85.
8. Полякова М. Д. Современные технологии обучения иностранному языку в профессиональном образовании // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 76-2. 61–63.
9. Потовская К. С., Секрет К. А. Мотивирующая роль оценивания и обратной связи при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 1(30). С. 144–148.
10. Широколобова А. Г. Геймификация в условиях цифровой трансформации образования // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022. Том 19. № 1. С. 5–20.
11. Chistyakova G.V., Larionova Yu.S., Krasilova T.A. Learning Latin language in LMS Moodle at a medical university // Bulletin of social Sciences and Humanities. 2022. № 3(3). P. 54–58
Рецензия
Для цитирования:
Чистякова Г.В. Механизмы преодоления выученной беспомощности в процессе изучения латинского языка в медицинском вузе. Вестник общественных и гуманитарных наук. 2023;4(2):57–65.
For citation:
Chistyakova G.V. Mechanisms for overcoming learned helplessness in the process of learning Latin at a medical university. Bulletin of social Sciences and Humanities. 2023;4(2):57–65. (In Russ.)