Preview

Вестник общественных и гуманитарных наук

Расширенный поиск

Механизмы преодоления выученной беспомощности в процессе изучения латинского языка в медицинском вузе

Аннотация

Статья посвящена вопросам организации образовательного процесса по дисциплине «Латинский язык» в ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет» Минздрава России. Актуальность исследования определяется необходимостью поиска эффективных механизмов преодоления проявлений выученной беспомощности, сформированных в ходе изучения иностранных языков на предыдущем этапе обучения. Предметом исследования является комплекс методов и инструментов, используемых с целью нивелирования поведенческих реакций, свойственных обучающимся с признаками выученной беспомощности. Методы исследования, использованные в работе: анализ научной литературы, моделирование, педагогический эксперимент, анкетирование, интервьюирование, наблюдение. Результаты исследования представлены анкетой по определению лингвистической (не)успешности обучающихся 1-го курса; комплексом заданий по дисциплине «Латинский язык», разработанных в рамках использования онлайн-курса на платформе LMS Moodle и применения интерактивных методик (интерактивная проблемная мини-лекция, мозговой штурм, работа в малых группах, экспертное интервью); рекомендациями по использованию системы мотивирующего оценивания при работе с обучающимися, демонстрирующими выраженную беспомощность. В результате исследования автор приходит к выводу об эффективности использования описанного комплекса мер в образовательном процессе по дисциплине «Латинский язык», смоделированном, в том числе, с целью нивелирования эффекта выученной беспомощности.

Об авторе

Г. В. Чистякова
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Чистякова Галина Викторовна, кандидат филологических
наук, доцент, заведующий кафедрой латинского языка
и медицинской терминологии



Список литературы

1. Валиахметова Л. В. Выученная беспомощность у студентов неязыкового вуза и как с ней бороться // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2. С. 83–86.

2. Голубчикова М. Г., Валеева Г. А., Арпентьева М. Р., и др. Преодоление и профилактика выученной беспомощности в формировании и развитии учебно-профессиональной самостоятельности: инклюзивные аспекты // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. № 2 (89). С. 206–216.

3. Губанова И. В. Геймификация в обучении иноязычной лексике и грамматике (на материале латинского языка) // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2022. № 50. С. 18–23.

4. Зискин К. Е., Петровский В. А. Мотивирующее оценивание // Наука и школа. 2016. № 5. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/motiviruyuschee-otsenivanie Ссылка активна на: 07.03.2023.

5. Мясникова О. В. Отражение феномена «выученной беспомощности» в изучении иностранного языка // Опыт и перспективы обучения иностранным языкам в Евразийском образовательном пространстве. 2018. № 3. С. 133–140.

6. Панченко Т. А., Долгова Н. П. Организация самостоятельной работы студентов в условиях выученной беспомощности // Проблемы высшего образования. 2016. № 1. С. 231– 233.

7. Писарук А. Д. Использование некоторых элементов интерактивного метода обучения в преподавании латинского языка // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: материалы Х междунар. науч. - практ. конф. Минск: Международный университет «МИТСО», 2017. С. 83–85.

8. Полякова М. Д. Современные технологии обучения иностранному языку в профессиональном образовании // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 76-2. 61–63.

9. Потовская К. С., Секрет К. А. Мотивирующая роль оценивания и обратной связи при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 1(30). С. 144–148.

10. Широколобова А. Г. Геймификация в условиях цифровой трансформации образования // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022. Том 19. № 1. С. 5–20.

11. Chistyakova G.V., Larionova Yu.S., Krasilova T.A. Learning Latin language in LMS Moodle at a medical university // Bulletin of social Sciences and Humanities. 2022. № 3(3). P. 54–58


Рецензия

Для цитирования:


Чистякова Г.В. Механизмы преодоления выученной беспомощности в процессе изучения латинского языка в медицинском вузе. Вестник общественных и гуманитарных наук. 2023;4(2):57–65.

For citation:


Chistyakova G.V. Mechanisms for overcoming learned helplessness in the process of learning Latin at a medical university. Bulletin of social Sciences and Humanities. 2023;4(2):57–65. (In Russ.)

Просмотров: 155


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-0320 (Print)