Этапы и факторы формирования мотивации к изучению латинского языка в медицинском вузе
Аннотация
Статья посвящена актуальным вопросам мотивации студентов первого курса к активному освоению дисциплин гуманитарного цикла. Предметом исследования являются этапы и факторы процесса формирования мотивации к изучению латинского языка у студентов медицинских вузов. Методы исследования, использованные в работе: анализ научной литературы, моделирование, педагогический эксперимент, интервьюирование, наблюдение. Результаты исследования представлены описанием роли студента и преподавателя на каждом из четырех этапов процесса формирования мотивации: начальный интерес (внешняя мотивация), осознание ценности изучаемого материала (внутренняя мотивация), развитие самоэффективности (устойчивая внутренняя мотивация), самореализация (интеграция в профессиональную сферу). Показано, что преподаватель на всех обозначенных этапах должен учитывать три фактора, влияющих на формирование мотивации: педагогические стратегии (использование интерактивных и цифровых технологий, осуществление индивидуального подхода к студентам); благоприятная учебная среда (обеспечение доступности и качества учебных материалов, создание комфортных физических условий и поддерживающей эмоциональной атмосферы); личностные особенности студентов (предшествующий опыт изучения иностранных языков, интересы и ценности). В заключение авторы предлагают ряд рекомендаций преподавателям по совершенствованию образовательного процесса по дисциплине «Латинский язык».
Об авторах
Г. В. ЧистяковаРоссия
Чистякова Галина Викторовна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой латинского языка и медицинской терминологии
О. В. Кадникова
Россия
Кадникова Оксана Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации
Список литературы
1. Ангел А. В. Профессионально-личностная мотивация иностранных студентов-медиков к изучению латинского языка // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. Т. 13, № 4 (54). С. 26−32. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-4-26-32
2. Валиахметова Л. В. Выученная беспомощность у студентов неязыкового вуза и как с ней бороться // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71−2. С. 83−86.
3. Гальченко С. И. Латинский язык как фактор становления профессиональной и межкультурной компетенций студентов-медиков в высшей школе // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023. Т. 13, № 3. С. 47−157. DOI: 10.21869/2223-151X2023-13-3-147-157
4. Демиденко К. А., Кадникова О. В. Использование информационно-коммуникационных технологий для преподавания иностранного языка в медицинском вузе // Современный культурно-социальный контекст и проблемы медицинского образования: материалы Международной научно-практической конференции (Кемерово, 2-3 марта 2022 г. Кемерово: КемГМУ, 2022. С. 42−48.
5. Иностранные языки в высшей школе: вызовы и перспективы: монография / Коллектив авторов; под науч. ред. М. В. Мельничук, Д. Г. Васьбиевой, А. Ю. Широких. М.: Прометей, 2024. 320 с.
6. Инькова М. Д. Благоприятная атмосфера на занятии по иностранному языку как фактор качества обучения // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 11(137). DOI: 10.23670/IRJ.2023.137.100
7. Рашидова М. Х. История развития скаффолдинга и теория зоны ближайшего развития // Innovative Development in Educational Activities. 2023. Т. 2, № 11. С. 487−491.
8. Сивкина Н. Ю., Ващева И. Ю. Формирование неязыковых компетенций в преподавании латинского языка // Развитие образования. 2024. Т. 7, № 2. С. 42-49. DOI: 10.31483/r-111351
9. Современное высшее образование: идеи, технологии, результаты: коллективная монография / В. Д. Полежаев, Л. Н. Полежаева, А. И. Крейк [и др.]. Ульяновск: Издательство «Зебра», 2021. 479 c.
10. Чистякова Г.В. Механизмы преодоления выученной беспомощности в процессе изучения латинского языка в медицинском вузе // Вестник общественных и гуманитарных наук. 2023. Т. 4, № 2. С. 57−65.
11. Chistyakova G., Bondareva E., Demidenko K., Rolgayzer A. Advantages and disadvantages of using information communication technologies in the process of forming language competence in global mining education // E3S Web of Conferences: The Second Interregional Conference. Kemerovo: T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, 2021. P. 03026. DOI 10.1051/e3sconf/202127803026.2021.P.03026
12. Humenna I., Hantimurova N. Formation of foreign students’ positive motivation to study Latin language in higher educational institutions // Медична освіта. 2023. № 4. С. 52- 56. DOI: 10.11603/m.2414-5998.2022.4.13631
13. Toychieva O. S. Problems of developing student motivation in teaching Latin language through medical terinology in medical universities // Academicia: an International Multidisciplinary Research Journal. 2021. Т. 11, № 1. С. 1588-1592. DOI: 10.5958/2249-7137.2021.00219.6.
Рецензия
Для цитирования:
Чистякова Г.В., Кадникова О.В. Этапы и факторы формирования мотивации к изучению латинского языка в медицинском вузе. Вестник общественных и гуманитарных наук. 2024;5(3):60-66.
For citation:
Chistyakova G.V., Kadnikova O.V. Stages and factors of formation of motivation for studying Latin language at medical university. Bulletin of social Sciences and Humanities. 2024;5(3):60-66. (In Russ.)