Кафедра поликлинической терапии, последипломной подготовки и сестринского дела: история становления и развития
Аннотация
В восьмидесятых годах прошлого века происходило активное реформирование системы здравоохранения. Уклон делали на развитие первичной медико-санитарной помощи как модели, позволяющей обеспечить доступность качественной медицинской помощи для большинства населения. Профилактическое направление в здравоохранении стало приоритетным и экономически обоснованным, влияющим на продолжительность и качество жизни. Появилась потребность в специалистах, готовых оказывать медицинскую помощь на первичном этапе, что стимулировало создание профильных клинических кафедр в медицинских вузах. В статье представлены материалы из архива кафедры, воспоминания и фотографии сотрудников разных лет, отражающие её историю становления и развития. В исследовании были использованы общенаучные методы, а также историко-сравнительный метод. Предметом исследования является деятельность кафедры на различных этапах ее истории.
Кафедра «Поликлинической терапии, последипломной подготовки и сестринского дела» ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный медицинский университет» Минздрава России прошла свой путь от специализированного курса до ведущей выпускающей кафедры вуза. Деятельность кафедры направлена на обучение и воспитание специалистов практического здравоохранения. Требования, предъявляемые к специалистам первичного звена, находят отражение в многоплановой повседневной работе кафедры.
Об авторах
Т. Е. ПомыткинаРоссия
Помыткина Татьяна Евгеньевна, доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой поликлинической терапии, последипломной подготовки и сестринского дела
К. Б. Мозес
Россия
Мозес Кира Борисовна, ассистент кафедры поликлинической терапии, последипломной подготовки и сестринского дела
Список литературы
1. Алма-Атинская конференция по первичной медико-санитарной помощи // Хроника ВОЗ. 1979. Том 33. No 3. С. 123.
2. Затравкин С. Н., Вишленкова А. А., Чалова В. В. Состояние и возможности советского здравоохранения в 1960—1980-х годах // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Том 29. No 1. С.153-160.
3. Карайланов М. Г., Русев И. Т. Совершенствование первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях // Научная дискуссия: инновации в современном мире. 2016. No 3-2(46). С.116-121.
4. Козубовская Р. Р., Солодовник А. Г., Нестеров Ю. И., и др. Преподавание вопросов гериатрии на кафедре поликлинической терапии // Материалы учебно-методической конференции Кемеровской государственной медицинской академии, посвященной 55-летию КемГМА (Кемерово, 01-31 декабря 2010 г.): внутривузовский сборник трудов. 2010. С. 70-72.
5. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Приказ от 15 мая 2012 года N 543н Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (с изменениями на 21 февраля 2020 года). Доступно по: https://docs.cntd.ru/document/902355054 Ссылка активна на 23.11.2022.
6. Министерство здравоохранения СССР. Приказ от 21 июля 1988 года N 579 Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов (с изменениями на 25 декабря 1997 года). Доступно по: https://docs.cntd.ru/document/9043835 Ссылка активна на 23.11.2022.
7. Министерство здравоохранения СССР Приказ от 4 октября 1980 года N 1030 Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения (с изменениями на 31 декабря 2002 года). Доступно по: https://docs.cntd.ru/document/9042149 Ссылка активна на 27.09.2022.
8. Мозес К. Б., Солодовник А. Г., Помыткина Т. Е., и др. Воспитание эмпатии у студентов в гериатрической практике //Современные проблемы воспитательного процесса в медицинском вузе: сб. докладов. 2016. С. 74-75.
9. Помыткина Т. Е., Ласточкина Л. А., Мозес К. Б., и др. Усиление практической подготовки студентов в соответствии с новым ФГОС ВО специалитета специальности 31.05.01 Лечебное дело (ФГОС3++) // Качественное профессиональное образование: современные проблемы и пути решения (Кемерово, 23 декабря 2020 г.): материалы XII Межрегиональной научно-методической конференции. Кемерово. 2020. С. 153-157.
10. Помыткина Т. Е., Мозес К. Б., Ласточкина Л. А., и др. Мотивация получения практических навыков и умений при подготовке студентов к первичной аккредитации // Современные технологии дистанционного и электронного обучения в обеспечении медицинского образования (Кемерово, 11 декабря 2018 г): материалы X Межрегиональной научно-методической конференции. Кемерово. 2018. С. 114-115.
11. Помыткина Т. Е., Мозес К. Б., Ласточкина Л. А., и др. Образ жизни и долголетие // Воспитательный процесс в медицинском университете: традиции и инновации: материалы I международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Кемерово. 2020. С. 181-185.
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. No 95 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета)". Доступно по: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71245004/ Ссылка активна на 23.11.2022.
13. Российская Федерация. Федеральный закон. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (с изменениями на 13 июля 2022 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2022 года). Доступно по https://docs.cntd.ru/document/902312609 Ссылка активна на 23.11.2022.
14. Сибурина Т. А., Лохтина Л. К. Мониторинг реализации программы государственных гарантий как основа государственного регулирования в сфере здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2005. No 8. С.13-20.
15. Солодовник А. Г., Нестеров Ю. И., Ласточкина Л. А., и др. Оптимизация преподавания поликлинической терапии на лечебном факультете // Современные проблемы качественного образования в высшей школе: материалы Межрегиональной межвузовской научно-практической конференции. Киров. 2007. С. 9.
Рецензия
Для цитирования:
Помыткина Т.Е., Мозес К.Б. Кафедра поликлинической терапии, последипломной подготовки и сестринского дела: история становления и развития. Вестник общественных и гуманитарных наук. 2023;4(1):6-12.
For citation:
Pomytkina T.E., Mozes K.B. The Department of Polyclinic Therapy, Postgraduate Training and Nursing. Bulletin of social Sciences and Humanities. 2023;4(1):6-12. (In Russ.)