Перспективы индивидуально-личностных траекторий развития обучающихся в современном российском образовании
Аннотация
В статье обосновывается значимость ориентации системы образования на формирование индивидуально-личностного развития обучающихся. Подчёркивается, что в современных условиях потребность в артикуляции траекторий личностного развития обусловлена кастомизацией производства, фрагментацией массового общества, обесцениванием видов деятельности, предполагающих возможность алгоритмизации, что предполагает рост требований к творческому потенциалу работников.
Предмет исследования: индивидуально-личностные траектории развития обучающихся в современном российском образовании.
Авторское исследование в статье представлено, как построенное на интеграции дискурсивного анализа форм общественной рефлексии современных проблем образования, фокус-групп, к участию в которых привлечены студенты вузов социально-гуманитарных специальностей и экспертных интервью с работниками сферы образования. Осуществляется интерпретация полученных в ходе исследования эмпирических материалов. Выявлено наличие рефлексии студентами превалирования в образовательном процессе ориентаций, с одной стороны, на воспроизводство стандартизированных форм академического знания, с другой, на спонтанное развитие навыков адаптации будущих специалистов к действующим механизмам организации профессиональной деятельности. Фиксируется понимание участниками образовательных процессов наличия противоречий между его нормативной организацией и практиками, включая как выполнение своих функций преподавателями, так и проявление активности обучающимися. Актуализируются возможности, связанные с реализацией потенциала согласования мотиваций лиц, получающих образование, с запросами общества на подготовку специалистов через перестройку систем профориентации.
Представлены выводы и рекомендации, включающие констатацию невозможности преодоления кризиса образования вне отказа от его ретрансляционной модели; пересмотра системы ролей участников образовательного процесса и лежащих в ее основе мотиваций.
Об авторах
В. Ю ЧеремныхРоссия
Черемных Виктория Юльевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социологии и социальной политики
Л. С. Яковлев
Россия
Яковлев Лев Сергеевич, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и социальной политики
Список литературы
1. Акимова М. К., Горбачева Е. И. Нормативный подход к исследованию индивидуальных и групповых вариантов личностного развития учащейся молодежи в современном российском социуме : монография. Калуга, 2021. 280 с.
2. Александрова Е. А., Бурмистрова М. Н., Фирсова Т. Г. Концептуальные идеи модернизации педагогического образования в контексте развития личностного потенциала будущего педагога // Социально-политические исследования. 2023. № 1(18). С. 148–166.
3. Алисултанова Э. Д., Юсупова Р. В., Исаева М. З. Технологии индивидуализации обучения в инженерном образовании // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 6. С. 7.
4. Боровкова Т. И., Чжу Ц. Современные модели индивидуализации и тьюторства в образовании // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 163.
5. Ваганова О. И., Абросимова М. А., Бареева Р. З. Индивидуализация образовательной траектории как условие подготовки высококвалифицированных кадров в сфере образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2022. № 2(60). С. 44–49.
6. Дэн Ц. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе методики «Шэнбэнь» // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2020. № 4(48). С. 54–63.
7. Ефимова Е. М., Ефимов Д. О. Методологические основы проектирования гибких образовательных программ в сетевом формате // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13. № 3. С. 87–96.
8. Зеер Э. Ф., Крежевских О. В. Концептуально-теоретические основы персонализированного образования // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 4. С. 11–39.
9. Колдина М. И., Любченко Д. Э., Нагорная Ю. Д. Личностно ориентированная технология в обучении дисциплинам в области декоративно-прикладного искусства // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2022. № 4(62). С. 137–139.
10. Кушнир М. Э., Рабинович П. Д., Заведенский К. Е. Структура параметров и методика применения модели формирования образовательного профиля «Алмаз личности» // Информатика и образование. 2022. Т. 37, № 6. С. 30–36.
11. Метлина А. Е. Модель тьюторского сопровождения в повышении продуктивности образовательного процесса // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. № 2(220). С. 50–57.
12. Морозевич Е. С., Коротких В. С., Кузнецова Е. А. Разработка модели формирования индивидуальных образовательных траекторий с использованием методов машинного обучения // Бизнес-информатика. 2022. Т. 16. № 2. С. 21–35.
13. Полупан К. Л., Бударина А. О. Функции интерактивной интеллектуальной среды высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. С. 70.
14. Гладкова М. Н., Ваганова О. И., Булаева М. Н., Алешугина Е. А. Развитие современных образовательных моделей личностно-ориентированного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 3(36). С. 72–75.
15. Урусова Л. Х. Персонифицированный подход в высшем образовании: проблемы и перспективы // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020. № 2(46). С. 173–181.
Рецензия
Для цитирования:
Черемных В.Ю., Яковлев Л.С. Перспективы индивидуально-личностных траекторий развития обучающихся в современном российском образовании. Вестник общественных и гуманитарных наук. 2025;6(2):33-40.
For citation:
Cheremnykh V.Yu., Yakovlev L.S. Prospects for individual and personal trajectories of students’ development in modern Russian education. Bulletin of social Sciences and Humanities. 2025;6(2):33-40. (In Russ.)











