Preview

Вестник общественных и гуманитарных наук

Расширенный поиск
Том 6, № 2 (2025)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ

6-15 16
Аннотация

Авторы избрали предметом исследования Красноярскую группу анархистов-коммунистов – одну из крупнейших и действенных организаций анархистов в Сибири. Временные рамки исследования включают 1906–1911 гг. – период её возникновения, становления и нелегальной деятельности вплоть до полного исчезновения в результате внутриорганизационных процессов и внешнего воздействия полицейских факторов. Научная новизна работы проявилась в том, что изучаемая организация никогда не становилась предметом специального рассмотрения историков, а входила составной частью в более широкое предметное поле, связанное с изучением закономерностей и особенностей анархистского движения в сибирском регионе. Исследование проводилось на основе цивилизационной методологии и применении как общенаучных, так и конкретно-исторических методов исследования: индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнительно-исторического и проблемно-хронологического методов, а также методов периодизации, ретроспективного и перспективного анализа.

Материалами для исследования послужили как опубликованные в исторической литературе сведения об изучаемой группе, так и впервые вводимые в научный оборот архивные данные. Определённую трудность в работе представило отсутствие в литературе и источниках документации, исходящей из самой изучаемой организации (партийные документы, листовки, газеты). Поэтому основные выводы о деятельности группы пришлось делать на основе изучения внешней документации – прежде всего полицейских свидетельств и отчётности органов охранки.

В результате работы авторы пришли к заключению, что группа анархистов Красноярска в идеологическом отношении представляла анархо-коммунистическое направление, удалось проследить её взаимодействие с другими направлениями анархизма и партиями социалистического спектра, прежде всего с социалистами-революционерами. Обоснован радикально-революционный, экстремистский характер политических действий группы, рассмотрены формы и методы её борьбы с существующим государственным строем и применяемые государственными органами меры борьбы с экстремистской группировкой. Из статьи вытекает общий вывод о невозможности достижения коммунистического общества в понимании анархистов путём применяемой ими экстремистской тактики борьбы.

16-27 42
Аннотация

Данная работа посвящается 60-летнему юбилею кафедры и 70-летнему юбилею университета.

В статье проведен анализ становления и развития кафедры философии и культурологии Кемеровского государственного медицинского университета. В материале рассматриваются ключевые этапы её формирования, вклад преподавателей и учёных в развитие философского гуманитарного знания, а также роль кафедры в образовательной и научной деятельности университета. Уделено внимание трансформации философского и гуманитарного образования в условиях меняющихся социально-культурных и научных контекстов. Авторы подчёркивают значимость философии и гуманитарного знания в подготовке медицинских специалистов, отмечая их влияние на формирование критического мышления, этической рефлексии и гуманистического мировоззрения у студентов. Статья также затрагивает вопросы междисциплинарного взаимодействия и перспективы дальнейшего развития кафедры. Исследование основано на архивных данных, интервью с преподавателями и анализе научных публикаций, что позволяет проследить эволюцию кафедры в динамике последних шестидесяти лет. Работа призвана подчеркнуть неразрывную связь гуманитарного и медицинского знания в современном образовательном пространстве. Кафедра продолжает активно развиваться, сочетая традиции с современными методиками преподавания, что делает её важным интеллектуальным центром вуза.

Предметом исследования является деятельность кафедры философии и культурологии КемГМУ, её становление, развитие и вклад в образовательную и научную сферы университета на протяжении шестидесятилетнего периода.

В процессе исследования были использованы методы: сравнительно-исторический, анализ  документов и архивных данных, биографический метод.

В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что история кафедры философии в медицинском вузе прошла несколько этапов, отражая изменения в образовательной политике и социально-политической обстановке страны.

СОЦИОЛОГИЯ

28-32 13
Аннотация

В статье проанализированы факторы, влияющие на адаптацию молодых специалистов-военных медиков в первичном войсковом звене с учетом современных реалий и изменений восприятия профессии военного врача в общественном сознании. Рассмотрены имеющиеся в арсенале военного права механизмы и факторы, призванные способствовать интеграции молодого выпускника военно-медицинского учреждения в армейскую структуру, а также нивелированию остроты процесса адаптации при назначении на первичную воинскую должность. Изучена программа наставничества как ключевой фактор недопущения срыва адаптации. Указаны основные недостатки, главные из которых – функционирование в режиме многозадачности, не сопряженной с клинической деятельностью врача, пролонгирование во времени ключевых выплат, производящихся в последующий год службы по результатам предыдущего. Сформулирована необходимость изменений программы подготовки будущих врачей – увеличение войсковой стажировки в процессе обучения, которая в настоящее время представлена одним месяцем, а также пролонгирование программы наставничества в войсковом звене и исключение формального подхода к ее реализации.

Предметом исследования в данной работе являются адаптационные риски на старте профессиональной деятельности военных врачей в войсках.

В процессе исследования были использованы общенаучные методы обобщения и синтеза в логике дедуктивного изложения материала, а также социологический метод включенного наблюдения.

В результате проведенного исследования сделан вывод о необходимости расширения программы войсковой стажировки в ходе подготовки будущих военных врачей и пролонгирования программы наставничества до года как наиболее адекватной меры сопровождения молодого специалиста в войсковом звене.

33-40 15
Аннотация

В статье обосновывается значимость ориентации системы образования на формирование индивидуально-личностного развития обучающихся. Подчёркивается, что в современных условиях потребность в артикуляции траекторий личностного развития обусловлена кастомизацией производства, фрагментацией массового общества, обесцениванием видов деятельности, предполагающих возможность алгоритмизации, что предполагает рост требований к творческому потенциалу работников.

Предмет исследования: индивидуально-личностные траектории развития обучающихся в современном российском образовании.

Авторское исследование в статье представлено, как построенное на интеграции дискурсивного анализа форм общественной рефлексии современных проблем образования, фокус-групп, к участию в которых привлечены студенты вузов социально-гуманитарных специальностей и экспертных интервью с работниками сферы образования. Осуществляется интерпретация полученных в ходе исследования эмпирических материалов. Выявлено наличие рефлексии студентами превалирования в образовательном процессе ориентаций, с одной стороны, на воспроизводство стандартизированных форм академического знания, с другой, на спонтанное развитие навыков адаптации будущих специалистов к действующим механизмам организации профессиональной деятельности. Фиксируется понимание участниками образовательных процессов наличия противоречий между его нормативной организацией и практиками, включая как выполнение своих функций преподавателями, так и проявление активности обучающимися. Актуализируются возможности, связанные с реализацией потенциала согласования мотиваций лиц, получающих образование, с запросами общества на подготовку специалистов через перестройку систем профориентации.

Представлены выводы и рекомендации, включающие констатацию невозможности преодоления кризиса образования вне отказа от его ретрансляционной модели; пересмотра системы ролей участников образовательного процесса и лежащих в ее основе мотиваций.

ПСИХОЛОГИЯ

41-44 14
Аннотация

В статье рассмотрены основные изменения, происходящие в самосознании женщины в период беременности, а также обозначены актуальность и значимость прегравидарной подготовки. Физические, гормональные и социальные изменения, происходящие с женщиной в период беременности, изменяют ее эмоциональное состояние, а также отношение к себе, к будущему ребенку и миру в целом. У части беременных женщин наблюдаются такие симптомы, как колебание настроения, актуализация тревог, внутренних конфликтов и неразрешенных психологических проблем. Стоит отметить, что исследования, посвященные специфике психологических особенностей беременных женщин, прошедших прегравидарную подготовку, в отечественной литературе практически отсутствуют, что делает невозможным получение целостной картины изменений, происходящих с личностью женщины в этот период. Предметом исследования в данной работе являются особенности отношения к беременности женщин, прошедших прегравидарную подготовку. В процессе исследования были использованы теоретические методы анализа литературы; эмпирические методы (тестирование), математико-статистические методы оценки достоверности полученных результатов и качественный анализ полученных результатов. Представлены результаты исследования, целью которого стало изучение особенностей отношения к беременности женщин, прошедших прегравидарную подготовку. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что существуют различия в отношении к беременности женщин, прошедших прегравидарную подготовку, и женщин без прегравидарной подготовки.

45-47 13
Аннотация

Настоящее исследование сравнивает психологические особенности переживания одиночества у лиц с диагностированным депрессивным расстройством (n = 40) и условно здоровых испытуемых (n = 40). Использованы: Дифференциальный опросник переживания одиночества (Осин, Леонтьев), Шкала субъективного ощущения одиночества (Рассел, Фергюсон), Опросник определения вида одиночества (Корчагина). Статистический анализ (критерий U-Манна-Уитни) выявил значимые различия.

Были получены следующие результаты: у лиц с депрессией уровень субъективного одиночества достоверно выше (M = 48 vs M = 29, p = 0.004), особенно выражены его специфические формы: диффузное (экзистенциальная пустота), отчуждающее (ощущение дистанции при общении, M = 11 vs M = 4, p = 0.004) и диссоциированное (противоречие жажды контакта и страха перед ним, M = 9 vs M = 3, p = 0.005). Выявлен парадоксальный паттерн: сочетание интенсивной потребности в общении с эмоциональной закрытостью и неспособностью получать от него удовлетворение. Пациенты с депрессией демонстрируют дезадаптивные стратегии совладания и почти полное отсутствие позитивного уединения.

Предметом исследования в данной работе являются психологические особенности одиночества у лиц с депрессивным расстройством.

В процессе исследования были использованы: теоретические методы, включающие изучение и анализ психолого-педагогических и философских источников литературы по проблеме исследования; эмпирические методы, включающие тестирование; интерпретационно-описательные методы, количественные и качественные методы анализа данных, U-критерий Манна-Уитни.

В результате проведенного исследования сделан вывод, что одиночество при депрессии качественно отличается от нормы, характеризуясь интенсивным отчуждением, диссоциацией и неконструктивным копингом. Результаты подчеркивают необходимость разработки дифференцированных методов психологической помощи.

ПЕДАГОГИКА

48-53 13
Аннотация

В исследовании проведен анализ анатомо-физиологических особенностей юношей, приступающих к занятиям пауэрлифтингом. Представлена систематизация содержания физической подготовки, включая ее основные показатели и методы оценки. Особое внимание уделено специфике и ключевым проблемам физической подготовки начинающих пауэрлифтеров юношеского возраста. Экспериментальная часть работы демонстрирует эффективность разработанного комплекса упражнений для развития физической подготовленности юношей на этапе начальной специализации в пауэрлифтинге. Полученные данные подтверждают целесообразность применения предложенной методики в тренировочном процессе. Предмет исследования: тренировочный процесс юношей на начальном этапе занятий пауэрлифтингом.

54-57 12
Аннотация

Цель исследования состоит в том, чтобы всесторонне проанализировать учебное пособие «Английский язык для медицинских классов и медицинских специальностей СПО» («Medicine. Language Skills for Future») с точки зрения современных стандартов образования и их соответствия актуальным требованиям медицинского сообщества. В статье представлен комплексный анализ современных методических решений в области преподавания английского языка для медицинских классов и специальностей среднего профессионального образования. Исследование охватывает широкий спектр инновационных подходов к организации учебного процесса, направленных на формирование профессиональной языковой компетенции будущих медицинских специалистов. Авторы детально анализируют специфику обучения английскому языку в контексте медицинского образования, выделяя ключевые особенности формирования коммуникативных навыков в профессиональной сфере и их практическую применимость. Особое внимание уделяется практико-ориентированному подходу, позволяющему эффективно сочетать изучение языка с профессиональной подготовкой специалистов среднего звена. Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций по внедрению современных методических решений в образовательный процесс медицинских учебных заведений. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями английского языка, методистами и руководителями образовательных учреждений при организации учебного процесса с учетом специфики медицинского профиля.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

58-63 12
Аннотация

В рамках исследования делается акцент на целесообразности соблюдения прав человека при взаимодействии врача и пациента в рамках не только институтов государственного здравоохранения, но и негосударственных медицинских учреждений. Неформальные практики должны быть регламентированы в соответствии с законодательством, равным образом защищающим интересы основных субъектов – врача и пациента.

Существенным является вопрос сохранения кадрового состава медицинских учреждений, независимо от их институциональной принадлежности, эффективности и/или востребованности и существующих методик распределения ограниченных государственных ресурсов, для выполнения показателей демографической и социальной политики, а также реализации здоровьесберегающих технологий не только на федеральном, но и региональном уровнях. На уровне повседневной ментальности формируются социокультурные стереотипы оказания и получения медицинской помощи в зависимости от территориального нахождения, уровня профессиональной компетентности медицинского персонала, степень доверия к различным аспектам онлайн-присутствия и т.п., влияющие на степень допустимости и/или востребованности различными субъектами правил поведения.

Предмет исследования: социокультурный аспект поведенческих стереотипов.

Методы исследования: философско-социологический анализ здоровья и качества жизни, герменевтические процедуры анализа литературы по теме исследования.

Важным аспектом является степень достоверности информированности населения различными медиаресурсами о существующих и возникающих медико-биологических угрозах, способах и методах противостояния им, чтобы избежать нарастание панических настроений социума в условиях как информационной перегрузки, так и в недостаточности информации.

К ЮБИЛЕЮ УНИВЕРСИТЕТА

64-73 10
Аннотация

Кафедра инфекционных болезней с курсом эпидемиологии в Кемеровском государственном медицинском институте была создана в 1960 году по приказу Министерства высшего и среднего специального образования СССР № 402 от 14 сентября. 

ЭССЕ, ПУБЛИЦИСТИКА, РЕЦЕНЗИИ

ВАЖНОЕ МНЕНИЕ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-0320 (Print)