Preview

Вестник общественных и гуманитарных наук

Расширенный поиск

Гендерный подход в формировании системы знаний о физическом развитии и воспитании: социально-философский аспект (на примере античного периода)

Аннотация

В условиях современных реалий становится актуальной проблематика гендерной теории физического воспитания. Основы дифференциации по гендерному признаку лежат не только в плоскости таких смежных наук, как возрастная физиология, гигиена, теория и методика физического воспитания, педагогика, детская психология и т.п., но и усматриваются в глубоком социально-философском подходе к решению вопросов данной области. Внимание к этому вопросу прослеживается даже в период античности, являющийся эпохой зарождения научного знания. Цель исследования – выявить основные признаки развития гендерной теории в области развития физической культуры и спорта (в античный период). В статье использовались методы теоретического анализа, историко-описательный метод, синтез-вычленения структур, сравнения. Выявлены основные концепты учета гендерного подхода в физическом воспитании, представленные в следующих различиях: различия по продолжительности двигательной активности, различия по объему физической нагрузки, различия по интенсивности двигательной деятельности; определены основные аспекты здоровья и социальной полоролевой идентификации в рамках развития гендерной теории физического воспитания в учениях представителей античной философии. 

Об авторе

О. А. Заплатина
Кемеровский государственный медицинский университет
Россия

к.п.н., доцент, и.о. зав. кафедрой физической культуры 



Список литературы

1. Александрова А. С., Сметанин А. Г. Афинская система физического воспитания. Сравнение со спартанской системой // Современные тенденции развития и технологий. – 2016. – №4-7. – С. 5–6.

2. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том I. – М.: Мысль, 1976. – 509 с.

3. Бочкарев А. А. Физическое воспитание в античном мире // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма: материалы XII Международной научно-практической конференции. –Уфа, 2018. – С. 1–15.

4. Ворожбитова А. Л. Гендерная теория физической культуры как основа формирования гендерного сознания спортсменов // Наука. Инновации. Технологии. – 2007. – № 49. – С. 27–31.

5. Гаврилович Е. С. Гендерный подход в физическом воспитании детей. 2016. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-genderniy-podhodv-fzicheskom-vospi (Дата обращения: 01.03.2021).

6. Голубова С. В., Емельянова Л. Ф. Физическое развитие дошкольников с учетом гендерного аспекта // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. – С. 26–28.

7. Грузин В. В., Грузина А. И. Физическое воспитание в Спарте и Афинах. 2016. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/fzicheskoe-vospitanie-v-sparte-i-v-afnah-1042039.html (Дата обращения: 10.02.2021).

8. Лукиан Самосатский. Анахарсис, или Об упражнении тела // Лукиан Самосатский. Сочинения: в 2 т. Т. 1. – СПб., 2001. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://librebook.me/lukian_samosatskii (Дата обращения: 11.02.2021)

9. Мингалеева Н. Ю. Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/user/93542/page/gendernyy-podkhod-v-fzicheskom-vospitanii-doshkolnikov (Дата обращения: 10.02.2021).

10. Мишина Т. С. Гендерное воспитание детей. 2014. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2014/12/02/gendernoe-vospitanie-detey (Дата обращения: 08.03.2021).

11. Османов Э. М., Чукин О. В. Теоретические аспекты гендерного подхода в организации занятий по физической культуре // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – № 6. – С. 39–42.

12. Чукин О. В., Османов Э. А. Отдельные аспекты взаимосвязи культуры гендера и физической культуры личности и общества // Вестник российских университетов. Математика. – 2007. – № 3. – С. 377–379.

13. Платон. Собрание сочинений в четырех томах. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publ.lib.ru/ ARCHIVES/P/PLATON/_Platon.html (Дата обращения: 10.02.2021).

14. Sarah L. Smiley. Gender Issues in Physical Education. 2015. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.semanticscholar.org/ (Дата обращения: 08.03.2021).

15. John Cairney, Matthew Kwan, Brent E. Faught. Gender, perceived competence and the enjoyment of physical education in children: a longitudinal examination. 2012. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.semanticscholar.org/paper/Gender%2C-perceived-competence-and-the-enjoyment-of-a-Cairney (Дата обращения: 08.03.2021)


Рецензия

Для цитирования:


Заплатина О.А. Гендерный подход в формировании системы знаний о физическом развитии и воспитании: социально-философский аспект (на примере античного периода). Вестник общественных и гуманитарных наук. 2021;2(1):62-66.

For citation:


Zaplatina O.A. Gender approach in forming a knowledge system about physical development and upbringing: socio-philosorphic aspect (on the example of the ancient period). Bulletin of social Sciences and Humanities. 2021;2(1):62-66. (In Russ.)

Просмотров: 154


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-0320 (Print)