Preview

Вестник общественных и гуманитарных наук

Расширенный поиск

Основы природосообразности, свободного воспитания в концепции физического развития личности Л. Н. Толстого

Аннотация

В статье актуализируется проблематика формирования физической культуры личности в соответствии с концепцией Л. Н. Толстого. Концепция Л. Н. Толстого апеллирует к учету принципа природосообразности, индивидуальных возможностей, природных задатков и способностей человека, основанных на императивах свободного воспитания.
Объектом исследования является теория свободного воспитания личности Л. Н. Толстого.
Предметом исследования является совокупность императивов природосообразности и свободного воспитания в концепции физического развития личности. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как личный опыт писателя, положенный в основу концепции формирования физической культуры личности, его разносторонность, поступательность и систематичность. Особое внимание уделяется теории и практике разработки проблемы и реализации оснований формирования физической культуры личности в педагогическом опыте Л. Н. Толстого.
Цель исследования заключается в выявлении основных положений концепции Л. Н. Толстого в сфере физического развития личности. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: 1) выявить основные положения концепции физического развития личности; 2) проанализировать основные аспекты реализации концепции физического развития в жизни самого Л. Н. Толстого. В статье использовались методы теоретического анализа, историко-описательный метод.
Результатами проведенного исследования являются выявленные положения концепции, ее смыслообразующие простота и сложность, а также основные аспекты реализации концепции формирования физической культуры личности в педагогической деятельности Толстого.
Область применения результатов: образовательный процесс в высшем учебном заведении, педагогический процесс физического воспитания.
Новизна исследования заключается в обосновании раскрытия первообраза природной гармонии как основополагающей в понимании Л. Н. Толстого и заложенной изначально в каждом человеке, развитие которого считал одной из главных задач жизнедеятельности, формирования общей (в том числе физической) культуры личности. Совокупность этих признаков первообраза рассматривается в качестве основных императивов физического развития и физического воспитания свободной гармоничной личности.
Особым вкладом автора в исследование темы является анализ опыта физической двигательной активности в жизнедеятельности Л. Н. Толстого, сопряженного с важными вехами развития различных видов спорта в России.
Методологической основой исследования являются социально-философские и педагогические положения об объективных тенденциях развития физической культуры в масштабах общества в целом и личности, в частности, о соотношении природного содержания и формы реализации императивов природосообразности и личностной свободы, логического и исторического в теоретико-методологическом/педагогическом познании формирования физической культуры личности как части ее общей культуры.

Об авторе

О. А. Заплатина
Кемеровский государственный медицинский университет
Россия

Заплатина Ольга Алексеевна, к.п.н., доцент, заведующая кафедрой физической культуры



Список литературы

1. Как Лев Толстой встречался с Чезаре Ломброзо Доступно по: https://stakanchik.media/article/kak-lev-tolstoyvstrechalsja-s-chezare-lombrozo Ссылка активна на 02.02.2022.

2. Сергеев Г. В. Теннис. Учебное пособие. М.: МГИУ, 2001. 72 с.

3. Стасов В. В. Стасов и Лев Толстой. Письма к Д. В. Стасову. Доступно по: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/vospominaniya/stasov-i-lev-tolstoj-vospominaniya-stasova.htm Ссылка активна на 03.02.2022.

4. Сухотина-Толстая Т. Л. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1976. 544 с.

5. Сухотина-Толстая Т. Л. Воспоминания. М., 1981. С. 387.

6. Толстая С. А. Дневники Софьи Андреевны Толстой. 1860- 1891. Издание М. и С. Сабашниковых, 1928. 214 с.

7. Толстой И. Л. Мои воспоминания. М.: Художественная литература, 1969. 456 с.

8. Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников: в 2 т.: Том 1. СПб.: ООО «Издательство «Пальмира»; М.: ООО «Книга по требованию», 2017. (Серия «Воспоминания о писателях»). 637 с.

9. Толстой Л. Н. Воспитание и образование. Избранные публицистические статьи. Собр. соч. в 22 томах. Т. 16. С. 13– 33. Доступно по: lib.com Ссылка активна на 02.02.2022.

10. Толстой Л. Н. О народном образовании. Избранные публицистические статьи. Собр. соч. в 22 томах. Т. 16. Доступно по: lib.com Ссылка активна на 02.02.2022.

11. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М.: Изд. АПН РСФСР, 1948. 111 с.

12. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. М. Т. 73. С. 45.

13. Шаталов А. А. Возвращение Толстого – мыслителя и педагога // Социально-экологические технологии. 2013. № 1. С. 50-58.

14. Шаталов А. А. Л. Н. Толстой о природе и природосообразном воспитании // Социально-экологические технологии. 2013. № 2. С. 42–49.

15. Шаталов А. А. Педагогические взгляды Л. Н. Толстого. М., 1993. С. 29.


Рецензия

Для цитирования:


Заплатина О.А. Основы природосообразности, свободного воспитания в концепции физического развития личности Л. Н. Толстого. Вестник общественных и гуманитарных наук. 2022;3(1):53-58.

For citation:


Zaplatina O.A. Nature considering principle, free education in the concept of physical development of the personality of L. N. Tolstoy. Bulletin of social Sciences and Humanities. 2022;3(1):53-58. (In Russ.)

Просмотров: 172


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-0320 (Print)