Человек и «Искусственный интеллект»: антропосоциальные контексты»
Аннотация
Целью статьи является исследование проблемы взаимоотношений человека и «Искусственного интеллекта», выявление их антропо-социальных контекстов. В качестве методологии исследования применялся системно-деятельностный подход, историко-философский метод. Оцениваются социальные последствия техногенной цивилизации, которые выражаются в том, что, с одной стороны, абсолютизируется преобразовательная активность человека и его агрессивное вмешательство в природу; с другой стороны, абсолютизируется роль научно-технического прогресса, в рамках которого расширяется сфера применения информационно-технических устройств на основе использования «Искусственного интеллекта». Подчеркивается, что характерной чертой техногенной цивилизации является установка на технико-экономическую результативность вне ее социокультурного измерения. Реализация этой установки привела к глобальному кризису техногенной цивилизации. Выход возможен на основе духовно-ориентированного развития.
Об авторах
Г. П. КовалеваРоссия
Ковалева Галина Петровна, к.филос.н., доцент кафедры философии и культурологии
О. Н. Ефремова
Россия
Ефремова Ольга Николаевна, к.филос.н., доцент кафедры философии и культурологии
В. Н. Порхачев
Россия
Порхачев Василий Николаевич, к.филос.н., доцент кафедры философии и культурологии
Н. Н. Ростова
Россия
Ростова Наталья Николаевна, к.филос.н., доцент кафедры философии и культурологии
Список литературы
1. Вернадский В. И. Мысли и замечания о Гете как натуралисте // Вернадский В. И. О науке. – Т. 1. – Дубна: Феникс, 1997. – С. 211.
2. Денисов С. Ф. Рассудок и разум в человеческой активности (философско-антропологическое и гносеологическое осмысление современной духовной ситуации) // Автореферат дисс. докт. филос.н.: 09.00.01. – Томск: ТГУ, 1995. – 46 с.
3. Дубовская Н. П. Зарождение и золотой век искусственного интеллекта // Молодой ученый. – 2017. – № 49. – С. 20–22.
4. Йонас Г. Теория ответственности. Наука как персональный опыт (Лекция, прочитанная 15 октября 1986 г. по случаю празднования 600-летия Университета Рупрехта-Карла). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-duhovnosti-kakontologicheskiy-faktor-universalnoy-evolyutsii-1 (дата обращения: 15.04.2020).
5. Обсуждение книги В. С. Степина «Цивилизация и культура». Материалы круглого стола // Вопросы философии. – 2014.– № 12. – С. 7.
6. Сидоров Г. Н., Шустова О. Б. Информация и интуиция в науке с позиций рациональности и трансцендентности // Гуманитарные исследования. – 2019. – № 2 (23). – С. 42.
7. Хоружий С. С. Проблема постчеловека, или Трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философские науки. – 2008. – № 2. – С. 10–31.
8. Янч Э. Самоорганизующаяся Вселенная: Научные и гуманистические следствия «возникающей» парадигмы эволюции // Общественные науки и современность. – 1999. – № 1. – С. 143–158.
9. F. Rosenblatt: Principles of Neurodynamics: Perceptrons and the Theory of Brain Mechanisms. Brain Theory. – 1962. – P. 245–248.
10. Widrow B., Hoff M.E. Adaptive switching circuits. 1960 IRE WESTCON Conferencion Record. – New York, 1960.
Рецензия
Для цитирования:
Ковалева Г.П., Ефремова О.Н., Порхачев В.Н., Ростова Н.Н. Человек и «Искусственный интеллект»: антропосоциальные контексты». Вестник общественных и гуманитарных наук. 2020;1(2):48-53.
For citation:
Kovaleva G.P., Efremova O.N., Porkhachev V.N., Rostova N.N. Human and «Artificial intelligence»: anthroposocial contexts. Bulletin of social Sciences and Humanities. 2020;1(2):48-53. (In Russ.)