Психологические особенности адаптивности и конфликтности студентов первого курса вуза
Аннотация
В статье представлены результаты исследования психологических особенностей адаптивности и способов поведения в конфликте молодых людей, обучающихся на первом курсе высшего учебного заведения. В качестве психодиагностических методик применялись тесты самооценки социально-психологической и эмоционально-деятельностной адаптивности, а также опросник для определения стиля поведения в конфликте. Сформированные показатели эмоционально-деятельностной адаптивности первокурсников способствуют применению ими стратегии «компромисса» в случае межличностных конфликтов, а высокие значения социально-психологической адаптивности оптимизируют выбор стратегии «сотрудничество» и сдерживают способ поведения «избегание» при разрешении конфликтных ситуаций. Результаты исследования могут быть использованы различными структурами и подразделениями вузов для организации психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников.
Об авторе
Е. В. ВалиуллинаРоссия
Валиуллина Евгения Викторовна - кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии.
Список литературы
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2-е изд. – СПб., 2006. –526 с.
2. Валиуллина Е.В. Исследование стиля поведения в конфликтных ситуациях первокурсников // В сборнике: Методические подходы формирования общекультурных и профессиональных компетенций в медицинском ВУЗе Материалы VI Учебно-методической конференции Кемеровской государственной медицинской академии: внутривузовский сборник трудов. 2014. С. 20-23.
3. Валиуллина Е.В., Михайлова Т.М. Учебный процесс в медицинском вузе глазами студентов: основные трудности и проблемы / в сборнике: Материалы учебно-методической конференции Кемеровской государственной медицинской академии, посвященной 55-летию КемГМА. Внутривузовский сборник трудов. 2010. С. 27-30.
4. Валиуллина Е.В. Психологические аспекты авторитарного стиля педагогического управления // Социогуманитарный вестник. 2007. № 1. С. 113-117.
5. Гребень Н.Ф. Психологические тесты для психологов, педагогов, специалистов по работе с персоналом. Мн.: Современная школа, 2012. С. 384.
6. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. –СПб., 2008.–544 с.
7. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. –С. 16–24.
8. Обозов Н.Н. Психология конфликта. СПб.: Облик, 2001. –48 с.
9. Реан А.А., Кудашов А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. –СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. –479 с.
10. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. –М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 339 с.
Рецензия
Для цитирования:
Валиуллина Е.В. Психологические особенности адаптивности и конфликтности студентов первого курса вуза. Вестник общественных и гуманитарных наук. 2020;1(1):51-54.
For citation:
Valiullina E.V. Psychological features of adaptability and conflict of first year students of the University. Bulletin of social Sciences and Humanities. 2020;1(1):51-54. (In Russ.)