ИСТОРИЯ
В статье предпринята попытка проанализировать образ казачества, формировавшийся кузбасской прессой в период его возрождения на территории Кемеровской области. Данная цель определила использование методики контент-анализа областной периодической печати (газет «Кузбасс» и «Кузнецкий край» с 1990-х по начало 2000-х гг.). Выявлены ключевые факторы, обусловившие достаточно пристальный интерес региональной прессы к организационно-структурному оформлению движения, его декларированным задачам, взаимодействию с региональными и местными структурами власти, возрождению культурной составляющей, патриотической работе с молодёжью, а также пограничной службе казаков и их участию в поддержании общественного порядка. Рассмотренные материалы позволяют говорить об изначально сложившемся взаимном интересе представителей печати и казачества. Так, областные периодические издания фактически стали трибуной для его руководства, в освещении текущих проблем и задач казачьего возрождения (помимо собственно журналистских публикаций).
Предметом нашего исследования является специфика образа казачества, конструируемого периодической печатью на этапе его структурного оформления в регионе. Нами был апробирован метод контент-анализа, предпринята сплошная выборка нарративных источников, относящихся к указанному периоду. Анализ газетных публикаций позволил сделать вывод о формировании заявленного образа в контексте участия региональной прессы в процессах социального конструирования. Одно из центральных мест в структуре данного образа занимает клише казаков-«защитников». Достаточное количество сюжетов ориентирует читателя на культивирование «традиций» в среде казаков, ориентированных на восстановление «исторических» элементов культуры, быта и трансляцию традиционных ценностей. При этом основой рассматриваемого образа стало освещение деятельности реестровых казачьих обществ, в которые вошло подавляющее большинство представителей движения на территории Кузбасса. Объективно здесь прослеживается курс на огосударствление казачества на территории Кемеровской области.
ФИЛОСОФИЯ
Проблема ятрогении является актуальной в контексте задач по повышению качества и безопасности медицинского обслуживания населения. Предметом статьи выступают негативные факторы, влияющие на здоровье и самочувствие пациентов, обусловленные ошибками в медицинской коммуникации и отступлением от этических правил и норм. Ее методологической основой является этико-коммуникативный подход в изучении некорректных действий медицинского персонала и неправильного поведения пациентов. Результаты работы заключаются в анализе различных трактовок ятрогении в отечественной и зарубежной литературе и разработке авторской концепции ятрогенного вреда и способов его минимизации. Представлены разные классификации ятрогений, проанализированы основные причины их возникновения, рассмотрены различные модели и приемы этически обоснованной коммуникации медицинских работников и пациентов. Подчеркивается важность соблюдения принципов благодеяния, исключения вреда, уважения личности и ее прав, информированного согласия, конфиденциальности и т. д. Большое значение имеет коммуникативная культура медиков, владение словом. В выводах отмечается, что эффективность и безопасность являются главными требованиями здравоохранения. Одним из условий выступает гуманизация отношений в данной сфере. Предлагаются меры по устранению недостатков и уменьшению неоправданных потерь здоровья людей.
ФИЛОЛОГИЯ, ЛИНГВИСТИКА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Художественный мир произведений признанных авторов всегда представляет ценность и как индивидуальная концепция мировидения с особым стилевым воплощением, и как отражение национального языкового опыта. В статье анализируется индивидуально авторская картина мира, представленная одними из ключевых концептов художественного наследия И.А. Бунина. Концепты «жизнь» и «смерть», которые подвергались в литературоведении и лингвистике изучению, в статье рассматриваются как бином, представляющий неразрывно связанные противоположные (контрарные) понятия в индивидуально авторском их осмыслении. Поэтому предметом анализа в статье явился базовый смысл художественного бинома и особенности его экспликации.
Основное внимание было посвящено характеру вербализации повторяющихся мотивов бинома, что позволило определить ключевую межтекстовую парадигму, репрезентирующую смысловой объём бинома, а также сделать вывод о его базовой смысловой модели, которую можно выразить конструкцией «Чем…, тем…».
Методы анализа материала. В работе использовались базовые для анализа художественного материала методы – наблюдение, контекстуальный анализ, моделирование, а также элементы концептуального анализа.
К ЮБИЛЕЮ УНИВЕРСИТЕТА
ЭССЕ, ПУБЛИЦИСТИКА, РЕЦЕНЗИИ
Статья сочетает в себе жанры воспоминания, эссе, рецензии, историографического очерка, что позволяет лучше и полнее представить действительно многогранного, талантливого человека энциклопедических знаний, тонкого психолога, обладающего незаурядными качествами преподавателя, учёного, организатора науки и образования, имя которого широко известного в Кузбассе и за его пределами